Эрмитаж разгадывает тайну японского кувшина миллиардера Смушкина

11 ноября 2016, 20:19
Версия для печати Версия для печати

Коллекция японского искусства миллиардера Захара Смушкина преподнесла сотрудникам Эрмитажа сюрприз: как узнала «Фонтанка», один из тех экспонатов, которые сейчас можно увидеть на временной выставке, – большой металлический сосуд — оказался не пустым. Вызволить джинна кураторам экспозиции (пока) не удалось, но неожиданный набор предметов, проведших внутри более века, оттуда уже извлекли.

Готовя выставку «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868-1912)» из семисот предметов декоративно-прикладного искусства, сотрудники музея, как обычно в таких случаях, проверяли, в каком состоянии доехали произведения, не пострадало ли что. Взяв большой металлический сосуд, обвитый объемной фигурой дракона, который держит в лапах хрустальные шары, сотрудники музея услышали: внутри что-то бултыхается. Переворачивать побоялись: сосуд тяжелый, да и украшения могут выпасть и разбиться. Тогда одна из сотрудниц, с тонкими запястьями, рискнула просунуть руку сквозь узкое горлышко...

«Мы нашли там мячик для гольфа, старинную жвачку, карандаш и какой-то чек, – рассказала «Фонтанке» куратор выставки Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока. – Начали разглядывать чек – шрифты уже были размыты, но мы определили, что на карандаше и бумажке – одно и то же имя. Кому оно принадлежит — мы пока не установили. Чек очень старый. На нем есть слово «Чикаго», день и месяц – октябрь, а на месте, где должен стоять год — пятно. Очень обидно! Но у нас есть предположения, что судьба этой вазы связана со Всемирной выставкой в Чикаго, которая проходила в 1893 году. Скорее всего, ваза побывала на этой выставке, была там куплена и выслана владельцу, сопровождаемая этим чеком. Видимо, в какой-то момент он использовал вазу для игры в гольф. Если помните эпизод сериала «Дживс и Вустер», когда герой разбил чашку, кидая в доме мячики для гольфа, – по всей видимости, так же закинули в вазу и этот мяч. У нас еще есть надежда подтвердить свои подозрения: если под микроскопом посмотреть туда, где написан год, может, мы найдем продавленные следы цифр, его обозначающих».

Коллекция японского искусства, которую собирал бизнесмен на протяжении семи лет, необычна и по другим причинам. В первую очередь — интересен временной период, который она охватывает, и как следствие — стиль, в котором выполнены предметы.

«Большей частью это экспортное искусство, – объясняет Анна Савельева. – До 1854 года Япония жила закрытой жизнью. Один раз в год на один маленький искусственный остров допускались корабль из Китая и корабль из Голландии — на этом всё. А потом произошел эпизод, который называют «открытием Японии»: пришла американская эскадра под предводительством коммодора Перри, и они потребовали установления дипломатических отношений, торговых отношений. Происходило это под давлением, потому что американцы грозились начать бомбардировку с моря по берегу. Спустя время, Япония все-таки сдала позиции, и взаимодействие началось. Разумеется, сначала страна попала под тотальное давление западной культуры. Но к началу 1990-х ситуация абсолютно поменялась. В Японии быстро осознали, что могут потерять все своеобразие национальной культуры, если так будет продолжаться, и постепенно стали возвращаться к истокам, возрождать техники, свою специфику. И этот период — более 40 лет правления эпохи императора Мэйдзи — как кипящий котел, в котором все смешивалось, бурлило и друг на друга влияло».

Металлические вазы, представленные на выставке, рассказывают о тех изменениях, которые происходили в структуре японского общества в годы правления Мэйдзи.

«Раньше было всего четыре сословия: верхняя страта — самураи, потом крестьяне, которые всех кормят, потом ремесленники, а самый нижний слой — купцы, которые живут прибылью, ничего не создают, а только посредничают. Вне системы существовали актеры, монахи, бродяги. Соответственно, верхнее сословие, самураи, долгие десятилетия были главными потребителями искусства и вообще любого ремесла — до середины XIX века. Существовал огромный пласт кузнецов и оружейников-металлистов, и они все были заняты, потому что каждый самурай имел право носить два меча при себе, и у него еще могла быть коллекция дома. Как только пришел к власти император Мэйдзи, стало понятно, что эту систему надо менять. В 1876 году вышел указ о запрете ношения мечей — то есть в обществе появиться с мечом было уже нельзя. И кузнецы остались без работы. Самые активные, одаренные попытались найти себе применение в другой сфере, и стали делать такие декоративные талантливо выполненные предметы».

Время до начала бурной торговли искусством за рубеж, для художников было тяжелым: те, кто занимались изготовлением бронзовой скульптуры для буддийских храмов, остались без работы, потому что в эпоху Мэйдзи основной религией стал синтоизм. Те, кто делали утварь для чайных церемоний, тоже были вынуждены отказаться от этого занятия, потому что сама традиция перестала быть популярной. Известен случай, когда прославленный художник был вынужден зарабатывать себе на жизнь рисованием карт для военного морского ведомства. Но, начав работать на экспорт, мастера стали буквально купаться в заказах.

В итоге экспорт предметов искусства стал едва ли не основным источником валюты в стране. Естественно, местные мастера стали учитывать вкусы европейцев. Отсюда и идут корни изменений в стиле, который становится более вычурным и утрированным. Наглядной иллюстрацией тому на выставке служат две вазы работы мастера Мицуминэ, аналогов которым эксперты не нашли ни в одной из других коллекций: полностью покрытые золотом, они не могли появиться в традиционном японском интерьере, да и для Европы были бы слишком вульгарны. Профессионалы считают, что эти вазы явно создавались под специфический вкус конкретного заказчика.



Фото: Алина Циопа

«Старая японская эстетика не блестяща, она не апеллирует к нашему чувству роскоши, она очень сдержанна. А здесь мы видим практически ювелирные изделия», – комментирует куратор.

Еще одна примета «экспортного» искусства этого периода — изображение на керамике японцев в традиционных нарядах. Это было чем-то вроде открыток для тех, кто приезжал в Японию и хотел увезти с собой сувенир. Поскольку на самом деле японцы в это время уже одевались в европейские костюмы. Выставка позволяет сравнить традиционный цветочный стиль в оформлении ваз и «экспортный» вариант с множеством фигур.

Еще одна любопытная деталь: на многих экспонатах видны изображения 16-лепестковых хризантем — это герб императорского двора, обозначавший, что предмет сделан по его заказу. В частности такой есть на вазе, отправленной императором в качестве ответного подарка владельцу британского зоопарка, который ранее подарил Мэйдзи щенка.

Приглядеться стоит и к эмалям — в их производстве японцы достигали неимоверных высот, и даже сегодня сотрудники музея с трудом могут себе представить, как возможно было, например, создавать посуду целиком из прозрачных эмалевых «витражей», без металлической основы.

Функциональное назначение предметов — это особая тема для изучения, которая также расскажет множество удивительных подробностей о японской культуре. Лишь один небольшой пример: в дальнем конце зала в витрине стоят небольшие сосуды с вертикальными прорезями и высокой верхней ручкой — эти курительницы полностью повторяют форму традиционного предмета японского быта: клетки для сверчка.

Это в России и Европе подобные насекомые обустраивались самопроизвольно — за печками и очагами. Японская культура славится вниманием к самым незначительным, на наш взгляд, бытовым мелочам, в том числе, к получению удовольствия от стрекотания сверчков в летнюю пору.

Погрузиться в мир японских традиций и узнать о взаимном влиянии, которое оказали друг на друга Восток и Запад, можно до 2 апреля в манеже Малого Эрмитажа.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>