«Джек – покоритель великанов»: То, что выросло из старых добрых бобов

31 марта 2013, 22:52
Версия для печати Версия для печати

Что делать, если всем нужен «Властелин колец», но второго «Властелина колец» нет? Мода на фэнтези, гарантия высоких сборов (с лихвой покрывающих даже гигантские расходы) и престиж в профессиональной среде – кажется, все требует волшебного кольца. Но оно, как известно, исчезло в пламени Ородруина, а теперь Питер Джексон демонстративно выгуливает по огороженной им территории хоббитов с гномами.

Голливуд заряжает один за другим сказочные проекты, однако ни один из них не только не может встать наравне с трилогией Джексона, но и раз за разом издевательски демонстрирует тщетность продюсерских усилий. Ну какая, спрашивается, «Белоснежка» (с Кристен Стюарт) и намеки на ее продолжение рядом «Хоббитом» (с Мартином Фриманом) – и гарантией его продолжения? Киношная золотая жила, открытая толкиеновской экранизацией, оказалась словно заколдованной - вроде бы вот он, рецепт, кристально ясен: сказочные приключения в условном «средневековье», снимай не хочу, а братья Гримм и Матушка Гусыня будут регулярно нести золотые яйца – ан нет. Не несут. Разбивают по дороге.

Быть может, все дело в литературном первоисточнике? Профессор Толкиен ведь не просто сочинил Средиземье – он гениально воссоединил разрозненные детали европейской мифологии, создав – с опорой на католическую традицию – дивный мир, где все кажется нам смутно знакомым и новым одновременно. И второй такой книги быть не может. Но возможны ведь миры менее древние и не столь укорененные в «коллективном бессознательном» – и пусть их духовный потенциал неизмеримо меньше, чем у толкиеновских книг, но визионерские опыты авторов от этого менее яркими не становятся. Амбер Роджера Желязны еще ждет своего экранного воплощения (вот уж он-то точно имеет смысл только в цифровом формате и 3D), а Вестерос Джорджа Мартина (с интригой до сих пор не дописанного сюжета) – это как раз то, что ежегодно делает счастливыми поклонников жанра и зрителей канала HBO.

Все вышесказанное имеет самое прямое отношение к новому фильму Брайана Сингера. Потому что пока студии-мэйджоры ломают головы и рассылают продюсеров-назгулов в поисках вожделенного «кольца всевластья», Брайан Сингер просто острит и издевается. Он, совсем как легкомысленный сказочный Джек, без колебаний меняет дойную корову (какого-нибудь «нажористого» богатого возможностями и любовными перипетиями фэнтезийного сюжета) на жалкую горстку бобов (скучноватой старой английской сказки) – и, натурально, срывает «великанский» банк. Никакого чуда, никакой магии. Просто – профессия.



Фото: Пресс-служба Каро-Премьер

Сингер – это режиссер, снявший как все мы помним, единственный современный фильм, к которому по-настоящему применимо понятие «спойлер» - «Обычные подозреваемые». Сингер – это тот продюсер, который держал нас семь лет в заложниках у психованного доктора, наркомана и грубияна. Нет, его «Джек – покоритель великанов» не бросает вызов «Властелину колец» - просто в огромном и опасном (с точки зрения возможности художественного провала) лесу экранных фэнтези он находит себе солнечную уютную полянку, порезвиться на которой – милое дело. Сингер даже из сухого боба (и не слишком большого бюджета) сумеет вырастить крепкий стебель, высотой до неба. Ну почти.

Среди сценаристов значится Кристофер Маккуори, автор «Обычных подозреваемых», работавший с Сингером неоднократно. Сценарий фильма, где вроде бы все ясно с первой до последней минуты (спорим, что добро победит зло?), оказывается необычайно щедр на изумительно элегантные сюжетные повороты – не слишком крутые (лихачество еще не признак профессионализма), зато регулярные и каждый раз неожиданные. Кажется, что расклад прост: вот бедолага Джек, выращенный на сказках про великанов, вот принцесса Изабелла, читавшая в детстве ту же книжку, вот король – он мудр и отважен, вот королевские гвардейцы – они храбры, вот злодей Родерик, правая рука короля и жених принцессы, - он хитер и подл, вот, в конце концов, великаны – они большие, да. Разумеется, великаны будут побеждены, а крестьянский паренек получит в жены королевскую дочку, - но способ, которым Брайан Сингер приведет сказку от первоначального «жили-были» до финального «…долго и счастливо» непредсказуем.



Фото: Пресс-служба Каро-Премьер

Джек, отправившийся продавать лошадь на ярмарку, встречает замаскированную принцессу, вступается за ее честь, когда девушка находится в опасности и… нет, не угадали.

Джек обменивает лошадь на бобы, в его домике неожиданно появляется принцесса, волшебные бобы, как и положено, начинают расти и… нет, опять все не так.

Великаны не могут спустится из своего мира на землю, но королевские гвардейцы вместе с Джеком и коварным Родериком лезут к ним по бобовому стеблю и… ничего подобного.

Зритель уже предчувствует, что будет дальше, - но то и дело чуть-чуть ошибается. Из двух возможных вариантов развития событий режиссер обязательно выбирает третий. Сингер фокусничает каждый раз, на каждом крохотном повороте, ничуть при этом не нарушая железной повествовательной логики сказки (все основные события аккуратно наступят в свой черед) - и от того, что вы давно знаете, что Кайзер Созо – это Кевин Спейси, вы вряд ли сможете предугадать следующий ход режиссера. Именно то, что в сказке нет каких-то безумных резких поворотов (которыми шокировала, к примеру, уже упомянутая «Белоснежка и охотник»), однако каждый мелкий шажок непредсказуем, и дает ощущение обаятельной свежести «Покорителя великанов».



Фото: Пресс-служба Каро-Премьер

Необыкновенными красотами сказочный Альбион не блещет – это нормальное «среднестатистическое» средневековье, где исторически достоверные декорации (королевский дворец снаружи сильно напоминает Хэмптон Корт, а Уэллский собор и в самом деле «снимался» в фильме) соседствуют со стилизованными костюмами и поразившей всех, кто это видел, «креативной» прической начальника королевской охраны Элмонта – Юэна МакГрегора. Актерские работы хороши и, что немаловажно, соразмерны режиссерским задачам: и от людей, и от великанов тут требуется быть прежде всего забавными – а это ведь одна из величайших британских добродетелей на самом деле. Понятно, что тот же МакГрегор, Йен Макшейн (король), Билл Най (неузнаваемый в обличии двухголового великана), Стэнли Тучи (Родерик, единственный американец на ключевой роли в этом фильме) и Эдди Марсан (гвардеец Кроу) гарантированно превосходны. Но, что совсем славно, не посрамили честь британской актерской школы и молодые Николас Холт (Джек) и Элинор Томлинсон (Изабелла). В маленькой роли великана Фама, как выяснилось впоследствии, выступил блестящий актер Бен Дэниелс – в фильме Сингера очень мало незначительных деталей, это и придает ему в итоге легкость и стремительность.

Ну а финал, в котором главный волшебный артефакт оказался объектом хранения в музее Тауэра, - это просто небольшой, но приятный подарок многочисленным англоманам, взращенным на сериалах Би-би-си. В конце концов, злые великаны приходят и уходят, а корона Британской империи остается на своем месте. Пока ее не потревожит очередной Джим Мориарти.

Лилия Шитенбург «Фонтанка.ру»

 

 

 

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>