«Маска» показала лицо: обнародован шорт-лист национальной театральной премии

02 ноября 2016, 10:45
Версия для печати Версия для печати

Попытка министерства культуры влиять на результаты профессиональной экспертизы внутри национальной премии привела к тому, что сначала ряд экспертов, а потом и ряд режиссеров и целые театры отказались от участия в конкурсе. Не стали сотрудничать с «Золотой маской» МХТ и Гоголь-центр Кирилла Серебренникова. Петербургские театры столь радикальных шагов не предпринимали, но в коротком списке, за небольшим исключением, оказались «федералы» и негосударственные коллективы.

«Маска»: драма и куклы

В драматических и кукольных номинациях обнаружились всего один театр городского подчинения – «Мастерская» Григория Козлова (с «Молодой гвардией» Дмитрия Егорова и «Записками юного врача» по раннему Булгакову в постановке худрука театра) и один театр муниципального подчинения – «Бродячая собачка» со «Снегурочкой» также от художественного лидера, Альфии Абдулиной. Остальные спектакли-номинанты – за исключением «Камня» Дениса Хусниярова из областного Театра на Васильевском – поставлены или на федеральных сценах или в маленьких, но гордых театральных компаниях, таких как Театр POST Дмитрия Волкострелова (он претендует на премию в номинации «Эксперимент» за спектакль «Поле», в котором очередность эпизодов определяется генератором случайных числе, а смысл от этого лишь отчетливей проясняется), театр АХЕ, с самых 90-х обеспечивающий очки петербургскому театру не только в России, но и в Европе, и за океаном (тот же «Эксперимент», спектакль «Кабинет редкостей»), «Цыпленок» театра Karlsson Haus в режиссуре Екатерины Ложкиной, «Разговоры беженцев» (эти номинанты «Эксперимента» и вовсе спродюсированы фестивалем «Точка доступа», пропагандирующим театр в нетрадиционных пространствах – спектакль по пьесе Брехта, поставленный Константином Учителем, в Петербурге играется на Финляндском вокзале) и «Колино сочинение», про который режиссер Яна Тумина, известная своими визуальными и очень выразительными спектаклями в упоминавшемся театре АХЕ и других, говорит: «Это спектакль о том, как рождаются стихи, о пути вдохновения в душе человека, о любви которая возникает в воображении и становится жизнью» (и он действительно об этом, а то, что в его основе лежит книга художника Сергея Голышева «Мой сын – даун», только добавляет ему красоты, смыслов и объема). В этом обширном списке негосударственных номинантов ощутимо не хватает «Топлива» Семена Александровского – моноспектакля Максима Фомина по мотивам биографии известного программиста Давида Яна, изложенной в интервью драматургу Евгению Казачкову. Учитывая многочисленные скандалы вокруг «Золотой маски», трудно взывать к объективности. Сегодня в фаворе тренд «Спасибо профессиональным экспертам, которые дрались, как львы, но не пустили в шорт-лист МХАТ Татьяны Дорониной и спектаклей по пьесам Юрия Полякова». И в самом деле, спасибо. Но по каким критериям не прошло «Топливо» – спектакль умный, выверенный, как компьютерная программа, но при этом на редкость остроумный, живой и оригинальный, понять сложно.

Что касается федеральных номинантов, они более чем достойны. «Гамлет» Льва Додина, в котором режиссер – мэтр российского театра вступает в равноправный диалог с Шекспиром и развенчивает гуманистический миф (это одно из самых пессимистичных на данный момент отечественных театральных произведений). «Гроза» Андрея Могучего с музыкой Александра Маноцкова, в которой программный Островский звучит так, как будто его до блеска оттерли от полуторавековой пыли, и выглядит страшной сказкой, а не обличительным социальным памфлетом. Два спектакля от Александринки: «Ворон» Николая Рощина, в котором актерам приходится бороться за то, чтобы идентифицировать своих героев, ибо маски на их лицах слабо отличаются друг от друга, и «По ту сторону занавеса» – очередная вакханалия образов от неуемного Андрия Жолдака, на сей раз, по мотивам «Трех сестер» Чехова, но которые оказались в далеком будущем. Есть и второй номинант от БДТ, но про него хочется сказать особо, потому что наличие такого произведения в афише национальной премии говорит о том, что у нашего сильно нездорового общества есть несколько шансов выжить: речь о «Языке птиц», поставленном режиссером Борисом Павловичем в бытность его руководителем социального направления работы в Большой драме – в нём люди с аутизмом и актеры БДТ работают в соотношении пятьдесят на пятьдесят, причем, смотрится спектакль как полноценное художественное произведение.

Конкуренты у петербургских драматических номинантов – более чем значительные. И остается только порадоваться, что среди них есть выдающиеся «Три сестры» Тимофея Кулябина из новосибирского «Красного факела», которым рукоплескала публика самого важного театрального фестиваля Европы, Венских театральных недель. И огорчиться, что нет «Князя» Константина Богомолова, убийственно-разоблачительного и эстетского одновременно диалога режиссера с Достоевским на тему «слезинки ребенка». Но не всесильны эксперты-профессионалы, и без того сделавшие даже более, чем это казалось возможным на фоне неудержимо прогрессирующего мракобесия.

«Маска»: музыкальный театр

Бледный и невыразительный «музыкальный» сезон в Петербурге был вполне адекватно оценен экспертами «Золотой маски»: на фоне обилия номинантов из провинциальных театров оперы и балета культурная столица представлена в списке лучших просто-таки ничтожно.

Складывается ощущение, что на «Маске» просто убоялись самого факта отсутствия петербургских постановок и решили хорошенько поскрести по сусекам. Среди нестыдных работ сыскалась постановка оперы Верди «Симон Бокканегра» (да и та приехала к нам из Италии, будучи копродукцией венецианского театра Ла Фениче и Театра Карло Феличе). Владислав Сулимский, номинированный с заглавной партией, показал хорошую работу – но не больше. И, право, смешно выглядит номинация Феруччо Фурланетто за партию Якопо Фиеско в том же спектакле – так можно было представить к «маске» и Пласидо Доминго – он тоже на сцене Мариинки блеснул в «Бокканегре».

Второй палочкой-выручалочкой для музыкального Петербурга стала балетная премьера Мариинского театра – «Скрипичный концерт № 2». Вне зависимости от самой постановки сам этот факт отраден – на фоне некоторой балетной «второстепенности», практикуемой в ведомстве Валерия Гергиева. Оммаж Сергею Прокофьеву отмечен не только сам по себе: номинаций удостоились хореограф Антон Пимонов и художник по костюмам Арина Богданова – для нее эта работа вообще стала театральным дебютом. Блистательная Виктория Терешкина номинирована за лучшую женскую роль в балете.

Эксперты «Золотой маски» отметили и современный танцевальный проект «ЗТ» молодого хореографа Таи Савиной – он был представлен в рамках фестиваля современного танца Open Look. На главную театральную премию выдвинуты как сам спектакль, так и Тая Савина в качестве исполнителя.

Очень интересным решением стало большое выдвижение спектакля Театра музыкальной комедии «Белый. Петербург». Все-таки для раздела «оперетта, мюзикл» эта работа очень экзотична и своеобразна. Но все же: постановка представлена в номинациях «лучший спектакль», «работа дирижера» – Андрей Алексеев, «работа режиссера» – Геннадий Тростянецкий, «мужская роль» – Виктор Кривонос и Владимир Садков, «лучшая роль второго плана» – Игорь Шумаев, «работа композитора» – Георгий Фиртич, «работа художника» – Олег Головко. Хоть где-то, да должно выстрелить.

Жанна Зарецкая, Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>