В прокате «Я, Дэниел Блейк»: Пролетарии всех стран

27 октября 2016, 13:03
Версия для печати Версия для печати

В прокате – «Я, Дэниел Блейк», фильм-победитель Каннского фестиваля и новая лента главного британского режиссера наших дней Кена Лоуча.

После раздачи «Золотых пальмовых ветвей» всегда звучат голоса недовольных. Дали не тому, французы опять пробрасывают немцев (американцев, итальянцев, etc) и дают главный киноприз Европы невесть кому... Снова «Веткой» венчают старцев, а молодых не желают поощрять... Но в этом году решение жюри вызвало не столько обычное негодование, сколько недоумение. Ну как так: сильный конкурс – и Джармуш, и Дарденны, и отличные новые лица. А дали «пальму» не самому сильному фильму, снятому режиссером, у которого этот приз уже есть — Кену Лоучу. Действительно, он получал такой же приз ровно десять лет назад, за свой самый известный фильм, «Ветер, который качает вереск». Тем более удивительно нынешнее решение жюри: «Блейк» кажется ненужным повторением «Вереска». Единственное здравое объяснение такого выбора победителя — у Лоуча в этом году юбилей, восемьдесят лет, надо уважить классика.

 

Лоуч — режиссер с узнаваемым, не меняющимся почерком и постоянной темой, с которой упорно работает. Он всегда снимает суровое кино про британскую провинцию: кирпичи, кепки, индуса в соседнем магазине. Всегда озвучивает «правду окраин», говорит от лица униженных и оскорбленных. Почерк и тема могут реализовываться в разных форматах — саги, как в «Вереске», поэтичного кино, как в «Свободном мире», или вовсе комедии как в «Доле ангела». Но сами по себе они остаются неизменными.

О родстве «Блейка» с прочими лентами Лоуча говорит хотя бы фамилия сценариста. Им здесь выступил постоянный соавтор режиссера, Пол Лаверти, который написал и «Вереск», и «Мир», и «Долю ангелов». Здесь он делает то, что умеет отлично: легко и изящно облекает в драматургическую форму суровое социальное высказывание. Заглавный герой, простой работяга-столяр, теряет работу и вступает в неравный бой за свои права с родным правительством. В процессе этого генерального сражения он встречает мать-одиночку Кэти, которая ровно так же оказывается в мире британского пролетариата изгоем.

Лоуч остается здесь верен одному из главных своих принципов: открывать новые имена. При британском засильи кинозвезд, он продолжает снимать малоизвестных, телевизионных, сериальных, театральных актеров. Во многом «Блейка» стоит смотреть из-за исполнителей главных ролей, Дейва Джонса и Хейли Скуайрз. У обоих бэкграунд телевизионный. Оба предельно скупы, решают роли по-спартански — и именно за счет этого настолько выразительны.

Еще одно новое лицо тут — оператор Робби Райан, до сих пор работавший не с Лоучем, а с молодым поколением британских авторов. Он снял суровые «Аквариум» и «Красную дорогу» Андреа Арнольд и ее же экранизацию «Грозового перевала» Эмили Бронте (действие перенесли в наши дни). «Блейк» – тот случай, когда именно фигура оператора определяет в фильме очень и очень многое. В том числе, и логику вручения премий.

С одной стороны, Райан владеет материалом виртуозно. Те самые кирпичи, кепки и эстетика окраин — абсолютно его стихия. С другой, он лишает «Блейка» свойственной фильмам Лоуча герметичности. «Вереск», «Мир», даже «Доля» были одиноки в безвоздушном пространстве. Лоуч не принадлежал ни движениям, ни «волнам». Райановский стиль дает «Блейку», кроме прочего, контекст: Лоуч перестает быть одиночкой и становится лидером мощной «британской волны», отцом нового английского кино. Арнолд, Фрирз, Маккуин образца «Голода» – братья «Блейка» по крови. Теперь все встает на свои места: их фильмы Канны проворонили, не наградили или вовсе не заполучили в конкурс (Маккуин — любимчик Венеции, другого форума). Теперь наверстывают упущенное. Кроме того, эту «ветку» надо трактовать как приз не «За заслуги», сколько бы лет ни стукнуло режиссеру. А, скорее, за стойкость. Не каждая национальная кинематография имеет своего правозащитника и публициста. У нас есть Сокуров — нам повезло. У поляков был Вайда. У британцев — Лоуч. Честь ему и хвала.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>