Музеям прописали дизайн

01 октября 2016, 11:38
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге открылась Вторая петербургская биеннале музейного дизайна, цель которой — показать музейщикам, как можно изобретательно и художественно подавать выставки, а петербуржцам — насколько увлекательнее их в таком случае будет смотреть. В рамках проекта для обзора открыты семь площадок, где выставки оформлены правильно.

«Петербург становится гастрономическим городом: здесь очень вкусно и хорошо кормят. А с дизайном у нас беда. Потому что чиновники не понимают, где красиво — где некрасиво, и чем ниже они уровнем — тем больше у них амбиции, и тем сильнее они уверены в своей правоте», – заметил в ходе презентации проекта ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский.

Исправить эту ситуацию с помощью образовательной программы, а также выставок, которые помогут сотрудникам музеев и выставочных пространств по-новому посмотреть на вверенное им пространство, – призвана Вторая петербургская биеннале музейного дизайна «Форма», которую Фонд «ПРО АРТЕ» проводит совместно с Государственным Эрмитажем.

Сроки проведения биеннале, — с 30 сентября по 30 октября. Основная программа охватывает семь площадок, на которых можно увидеть выставки, оформленные особым, художественным образом. Это Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Музей политической истории России, Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского цирка и Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

При этом на трех площадках работали в большей или меньшей степени иностранные специалисты. В частности, оформлением выставки «Corpus. Анатомический театр» занимался главный дизайнер Филадельфийского художественного музея Джек Шлехтер, который словно «пронзил» огромное пространство Научно-исследовательского музея академии художеств уверенной серой линией — выставочным стендом. Тот, в свою очередь, наметил разделение экспозиции на несколько частей, каждая из которых посвящена человеческому телу — реальному, концептуальному и идеальному.



Фото: Алина Циопа

Особенность выставки — в том, что в ней вперемешку, на равных, выставлены работы известных в мире мастеров — таких, как братья Чепмены, Готфрид Баммес, Дэмиен Херст, а также преподавателей Академии художеств и ее студентов.

В разделе «реальное тело» речь идет об анатомическом рисовании — графическом изображении костной и мышечной систем человека, с которого художник начинает и только потом облекает их в привычную форму. Тело идеальное — поиски эстетического эталона. И концептуальное тело — это как раз взгляд, интерпретация.



Фото: Алина Циопа

Для тех, кто хочет глубже проникнуть в суть идеи и замысла конкретных работ предусмотрена форма экскурсии по выставке с арт-медиатором, во время которой можно будет обсудить увиденное и сформулировать свое мнение о произведениях искусства.

Еще одна выставка, в оформлении которой принимал участие иностранный специалист, начала работу в Кунсткамере. Экспозиция «Семейный альбом человечества. Этнографическая фотоколлекция Кунсткамеры» была подготовлена индийским дизайнером и архитектором Абхе Ламбах. Она предложила рассмотреть фотографии, сделанные в различных странах, как семейные (если приглядеться к ним, можно даже заметить затемненные уголки).



Фото: Алина Циопа

Среди них – танец индийских рыбаков в третьей четверти ХХ века, детская свадьба на Филиппинах в 1913-м, пытка в Китае в начале ХХ века и мистерия в Тегеране... Все они установлены тесно, на едином круглом постаменте, причем каждая — на металлическом стержне. Подписей мы не видим — они сделаны на обороте и обращены к центру. Но каждый из снимков, со всей историей, можно внимательно изучить на любом из стендов, установленных по стенам вокруг.



Фото: Алина Циопа

Ну и, наверное, самая необычная из выставок, которые были подготовлены с участием иностранных партнеров — это «Чем пахнет цирк?». Проект, реализованный в Цирке на Фонтанке, реализован участниками мастер-класса для молодых дизайнеров и художников, который проходил под руководством Андрея Вовка и российско-американского бюро Ralph Appelbaum Associates.



Фото: Алина Циопа

Посетители попадают в комнату, посредине которой установлен темный коридор с художественной перфорацией. Двигаясь по нему, словно проходя квест, гость перемещается от одного стенда к другому, нюхая коробочки, закрепленные на каждом. Чему соответствует каждый из запахов — можно попробовать угадать, а отгадки написаны на оборотных сторонах стендов, то есть за пределами коридора. Березовые опилки, сладкая вата, грим, который используют артисты, и даже пот — среди запахов, которые предлагают оценить посетителям создатели выставки, есть и весьма неприятные, но так пахнет цирк, ничего не поделаешь.



Фото: Алина Циопа

Посетить экспозицию в цирке можно в режиме экскурсионного обслуживания, а также во время представлений.



Фото: Алина Циопа

Организаторам биеннале часто задают вопросы о возможных итогах форума, и подвести их формально оказывается непросто: выставки пройдут и забудутся, но станут ли будущие проекте в Петербурге интереснее по своей подаче? Ведь из нынешних проектов на долгосрочную перспективу рассчитан лишь новый дизайн входной зоны Мемориального музея им. Н.А. Римского-Корсакова, сделанный в этом году.

Однако специалисты уверяют, что эффект останется. И не в последнюю очередь он связан с тем, как воспримут изменившееся у них на глазах пространство сами сотрудники музеев: многие из них признаются, что, только благодаря биеннале, узнали, какие возможности таят знакомые им залы.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>