
В прокате «Дуэлянт»: Стопроцентное попадание

На российских экранах – «Дуэлянт», самый необычный отечественный фильм за долгие годы и открытие для широкой аудитории нового большого режиссера, близкого и понятного всем: Алексея Мизгирева.
В Петербурге николаевской эпохи гибнут бретёры. Виной всему — приехавший из Висбадена некто Яковлев. Дуэли — его работа: меткому стрелку «заказывают» представителей высшего общества, он их отстреливает. Без особого вреда для себя: от пуль и прочего оружия Яковлев заговорен.
«Дуэлянт» в кратком пересказе может показаться очередной костюмной драмой со звездами на титрах-погонах. Но всё здесь необычно. Всё дело в режиссере, Алексее Мизгиреве. Его «Кремень», «Бубен-барабан», «Конвой» были неожиданно брутальными высказываниями о дне сегодняшнем. Тем более удивительно видеть его в таком амплуа: создателя блокбастера, да еще и по собственному сценарию, действие которого, вдобавок, происходит в Петербурге XIX века.
Мизгирев получил от продюсера Александра Роднянского полный карт-бланш, и это первый в отечественном кино подобный опыт: автор сложнейший, суровый, со своим почерком экспериментирует в сфере простого и ясного массового кино. Козырями в руках Мзгирев распоряжается так, как будто за карточный стол блокбастеров садится каждый вечер. Рискует, делает неочевидные ходы — и срывает банк.
Умник и талантливый игрок в литературу, Мизгирев наполняет «Дуэлянта» продуманными и уместными цитатами и намеками. Тут добавит немного «Дон Жуана» (в виде борьбы с роком и спутника-недотепы); тут плеснет пушкинского «Выстрела»; там ввернет лермонтовщины.
Но Мизгирев в «Дуэлянте», конечно, не следует за традицией, а строит ее с нуля. Он переворачивает амплуа. Жгучий красавец Петр Федоров затянут в черное и бледен: ни одного лишнего жеста или слова. Записной герой-любовник Владимир Машков впервые выступает в роли сухаря-злодея, продукта тухлой бюрократической машины и мастера подковерных игр. Простачок Александр Яценко никогде прежде не являлся самоотверженным романтическим юношей. Любителю красоваться Юрию Колокольникову экранное время отпущено по лимиту — пять минут, и до свидания. Но круче всех обставлена роль Юрия Кузнецова, добродушного дядьки главного героя. Весь фильм он играет только одно — молчание. Но настолько выразительное, что когда ближе к финалу все-таки открывает рот, — это производит эффект природного катаклизма.
Ломает через колено Мизгирев и операторскую манеру Максима Осадчего, постоянного соавтора Федора Бондарчука, у которого всегда пристутсвует печать клиповости («Жара», «Девятая рота» – это все его работа). «Дуэлянта» он снимает исключительно с нижней точки, камера того гляди сорвется со штатива и ломанется в подполья и ужасы Петербурга. Ракурсы и хитрое, постоянно «убегающее» освещение превращает Петербург в город-лабиринт, нагромождение углов и потайных ходов.
Но главный, кто терпит здесь серьезную реформу — пресловутый «петербургский текст». Вокруг манеры снимать этот город и сюжетов, которые могут в нем разыгрываться, уже сложился свод неписанных (и отчасти записанных в литературе) правил. Прошлое — значит, Серебряный век. Натура — Эрмитаж, туристические виды, немного коломенских дворов. Мизгирев все правила методично отменяет. Снимает с Петербурга гоголевскую шинель и примеряет на него лондонский сюртук — оказывается, очень к лицу. Пивнухи, трущобы, грязь, колоритная массовка, угловые магазинчики, хранящие уйму чудесных вещиц – образ условной «Улицы Потрошителей» улицам разбитых фонарей подходит отлично, как родной сидит. Размещает действие в эпохе, к которой очень давно — примерно со времен советского киноавангарда — никто особо не обращался: в чугунном николаевском веке. Причем, против исторической правды не грешит ни единый кадр — скажем, тут заботливо перекрашивают Зимний в действительно существовавший в то историческое время красный цвет.
Впечатляет работа с текстом — Мизгирев, ученик Вадима Абдрашитова, вынес это умение из мастерской. Но здесь оно срабатывает особенно ярко: костюмный блокбастер подразумевает условную стилистику русской классики. Всякие «ваше благородие» и «требую сатисфакции». Герои «Дуэлянта» же говорят на языке наших дней: междометиями, окриками, предлогами и союзами. Плюс — отлично придумано — едва ли не половина текста произносится по-немецки. Стоеросовая «историческая реальность» от этой речи оживает, становится – вот парадокс – абсолютно понятной и освязаемой.
Мизгиревская рисковость, азарт сделали из «Дуэлянта» нечто много большее, чем просто хороший и увлекательный фильм. Он начал историю массового кино с нуля. Показал альтернативный путь. Копаться в истории можно не только Акунину. Говорить можно не только красивыми фразами. Снимать можно не только на подсунутых ленивыми художниками-постановщиками локациях. Пойдет ли сам Мизгирев этой дорогой еще раз — не слишком важно: его лентам теперь зрительское внимание обеспечено. Этого компонента им только и не хватало. С мая 2013, после смерти Балабанова, трон единственного большого отечественного режиссера, который снимает кино для всех и каждого, пустовал. Кажется, теперь вакансия закрыта.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Каменная гостья: люди, лисы и оборотни стали героями спектакля по роману соавтора песен Бьорк
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.