Писаны ли правила для театра: гид по «Балтдому - XXVI»

30 сентября 2016, 01:50
Версия для печати Версия для печати

Сегодня вечером в Петербурге открывается традиционный осенний Международный театральный фестиваль «Балтийским дом». Девиз нынешнего, 26-го по счету форума -«Театр по правилам и без». Афиша, которую на «Фонтанке.ру» представляет арт-директор фестиваля Марина Беляева, соединила в себе как спектакли, созданные в традиционной манере, так и дерзкие эксперименты с классикой.

Надо сказать, что в этом году в афише, к сожалению, не присутствуют две самые интересные театральные страны Европы, входящие, кстати, и в Балтийский регион – Германия и Польша. Очевидно, сказывается финансовый кризис. Впрочем, в рамках офф-программы фестиваля с 29 сентября по 2 октября с 16.00 в 91 комнате можно прослушать читки современных польских пьес, а также пообщаться с их авторами. «Так что культурные связи не рвутся, несмотря на не самую простую политическую ситуацию», – утверждает Марина Беляева.

Так же интересующиеся театральным процессом могут посетить круглый стол «Театр по правилам и без», который пройдет 11 октября с 12.00 в Карельской гостиной петербургского Дома актера.

Однако, перейдем к программе, в которой на месте – Эстония, Латвия, а Литва уже практически ритуально-незыблемо присутствует в лице Эймунтаса Някрошюса. «Для начала надо сказать, – рассказал «Фонтанке» Марина Беляева, – что мы сознательно соединили в программе спектакли вполне консервативные и новаторские. Такая позиция соответствует слогану «Балтийского дома»: «Театр по правилам и без». Что любопытно, обнаружилось, что именно в стенах академических театров находится место эксперименту. Это касается и зарубежных театров, и российских, в чем вы сами легко убедитесь, взглянув на ».

Трилогия Андрея Кончаловского по Чехову, Театр имени Моссовета (Россия, Москва)
«Дядя Ваня» – 30 октября, «Три сестры» – 1 октября, «Вишневый сад» – 2 октября
«Балтийский дом», большая сцена

 

 

 

 

- Два спектакля этой трилогии – «Дядя Ваня» и «Три сестры» – петербургские зрители уже видели. «Вишневый сад» будет показан впервые. Это очень масштабная работа – Чехов в три вечера, в одних декорациях, сыгранный практически одними и теми же актерами. Александр Домогаров, например, играет Вершинина, Астрова и Гаева. Юлия Высоцкая – Машу, Соню и Раневскую. Кроме того, есть очень неожиданные назначения: знакомый петербургским зрителям по спектаклям Някрошюса и Туманаса Владас Багдонас выдит на сцену доктором Чебутыкиным, а Александр Филиппенко – профессором Серебряковым. Театр имени Моссовета – крепкий столичный театр. В котором Кончаловский делает театр авторский. По Чехову.

«Антигона» Ж. Ануя, режиссер Элмарс Сенковс, Национальный театр Латвии (Рига)
3 сентября, 19.00
«Балтийский дом», большая сцена



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

- «Балтийский дом» верен своей традиции открывать зрителям новые имена. Имя режиссера Элмарса Сенковса связано с Национальным театром Латвии, где он поставил «Антигону» Ануя. Постановка получила все латвийские «Золотые маски» – за режиссуру, актерские работы и так далее. Это режиссер очень реалистичный, эстетичный. Но при этом ему близок сценический аскетизм. На сцене – этакий серовато-синеватый угол и гнетущая атмосфера, так в целом всё это очень напоминает психушку. Диалог Антигоны, похоронившей брата вопреки распоряжению властей, и царя Креона, олицетворяющего власть, – это диалог между долгом и чувством. Режиссер этот конфликт обостряет до предела. При этом ему очень хочется, чтобы по его логике победили чувства, но мир наш таков, что, к сожалению, побеждает даже не долг, побеждает, увы, смерть. Не отменяя смертный приговор Антигоне, Креон убивает не только ее, но и себя. И эту логику молодой режиссер прослеживает довольно четко.

«Саша, вынеси мусор» Н. Ворожбит, режиссер Дмитрий Богославский, Белорусский государственный молодежный театр (Минск)
4 октября, 19.00
«Балтийский дом», 91-я комната

 

- Это спектакль белорусского Молодежный театра. 19 лет назад мы привозили на Балтийский дом их «Маркизу де сад». Теперь везем режиссерский дебют Дмитрия Богославского, который работает в этом театре актером, но довольно широко известен как драматург. Его пьеса «Любовь людей» ставилась в разных российских театрах, а недавно в Петербурге спектакль по ней выпустил Семен Серзин. Однако в нашем случае, он впервые решил выступить в роли режиссера и поставил пьесу известного украинского драматурга Натальи Ворожбит. «Саша вынеси мусор» – это совершенно не бытовая история. Но она вплотную касается нашей сегодняшней ситуации, потому что главный герой пьесы – кадровый военный, который какое-то время назад умер от сердечной недостаточности, но пытается вернуться в этот мир. В пьесе, кроме него, есть еще его жена и падчерица. Но герой хочет вернуться не к ним. А для того, чтобы принять участие в новой мобилизации. Спектакль поставлен очень сдержанно, без соплей, без бытовухи. Стол оборачивается то могильной плитой, то собственно столом, то под ним прячутся, как в подполе, репетируя свои действия на случай войны. Сам спектакль говорит о том, что война это миф, и о том, что когда ради этого мифа мы забываем долг перед близкими – это значит, что что-то в нашем мире пошло не так.

«Евангелие», автор идеи и режиссер Пиппо Дельбоне, Театр Эмилия Романья, Театральная компания Пиппо Дельбоне, (Модена, Италия)
5, 6 октября, 19.00
«Балтийский дом», большая сцена

 

- Пиппо Дельбоне – это абсолютно авторский театр, который он сам придумывает и сам делает. И который крепко связан с событиями его реальной жизни. Два года назад ушла из жизни его мама, с которой он был в не самых простых отношениях, и теперь он все время с ней разговаривает через свои спектакли. По его рассказам, во всех странах, где он гастролирует, он бывает в храмах – и где бы он ни был, он нигде не видел, чтобы Бог улыбался. Пиппо уверяет, что создал спектакль «Евангелие», чтобы Бог улыбнулся. Спектакль, как обычно бывает у Пиппо, собран из разных историй, это такой калейдоскоп, где присутствуют и Сербия, и Германия, и беженцы, и личная жизнь, и вера, и безверие. В этот спектакль, как и в другие, он привлекает и не актеров. В том числе, двух особенных людей, которые хорошо знакомы тем, что видел хоть один спектакль Пиппо: это старик Бобо, которого Пиппо вытащил из психушки, и еще один герой с синдромом Дауна, который в этом спектакле играет ребенка. Сам Пиппо, конечно же, тоже будет на сцене, как обычно.

«Тихий Дон» М. Шолохова, режиссер Геннадий Шапошников, Ростовский академический театр драмы им. М. Горького (Ростов-на–Дону, Россия)
7 октября, 19.00
«Балтийский дом», большая сцена

 

- Абсолютно классический Шолохов, которого мы привезли совершенно принципиально. Потому что неправильно сказать, что так не должно быть. Спектакль продолжается больше трех часов. Актеры работают очень искренне, очень честно, очень хорошо. Это пример театра по правилам.

«Оборотень» А. Кицберга, режиссер Сергей Потапов, R.A.A.M. (Таллин, Эстония)
8 октября, 19.00
«Балтийский дом», большая сцена



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Спектакль по пьесе эстонского драматурга Аугуста Кицберга, написанной в 1912 году, поставил режиссер Сергей Потапов. По сюжету это еще один вариант «гонения на ведьму», но режиссер вытаскивает на поверхность не социальный аспект, а мифологический, те страхи, суеверия, желания, которые живут в нас и обладают сокрушительной силой. Видимо благодаря своим якутским корням, Сережа умудряется на сцене заниматься таким шаманством. В результате из деревянных ложек, камней, тряпок рождается очень эмоциональный мир одной семьи, которая, выпустив на волю лемона агрессии, разрушает саму себя изнутри. Обычно сдержанные эстонские актеры работают с невероятной экспрессией и отдачей. Местами они напоминают экспрессивные живые скульптуры. Вот такая странная получается якутская комедия дель арте. Могу добавить еще и то, что театру «Балтийский дом» очень интересен режиссер Сергей Потапов, и мы в данный момент рассматриваем варианты сотрудничества.

«Мастер голода», Ф. Кафки, режиссер Эймунтас Някрошюс, Театр «Менофортас» (Вильнюс, Литва)
10, 11 октября, 19.00
«Балтийский дом», большая сцена



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

- Если нет Някрошюса, то и нет «Балтийского дома» – Някрошюс – это наша охранная грамота. Этот спектакль зарождался во время прошлого «Балтийского дома», на котором был показан его эскиз. И для меня это чрезвычайно любопытный опыт. Я бы его охарактеризовала как моноспектакль режиссера. Это история голодаря – человека, который делает голод своим искусством, потребностью психофизической и душевной. Голодая публично, он вызывает в зрителях такие ответные чувства, что замечательно подпитывается. Конечно, для в системе метафор Някрошюса, адекватным этому голоду режиссер выводит творчество: художник все равно сыт будет, только если будет голоден от невозможности что-то сделать. Как обычно у Някрошюса в «Мастере голода» – объемные метафоры и потрясающие актерские работы. Причем, главного героя играет женщина. Идет спектакль всего час-тридцать, что для Някрошюса почти невероятно. И он позволяет увидеть Някрошбса с необычной стороны. Тут на сцене – стул, иллюзия стены, невероятное количество наград, которые герой получает за свое голодание – эту роль играют подлинные дипломы Някрошюса, полученные, в том числе, и на «Балтийском доме». Нет обычных для этого режиссера воды, камня, огня. Но есть торт – и он настоящий.

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРОГРАММА

- Зачем нам понадобилась «Петербургская программа»? Во-первых, обидно, что все говорят, будто Питер стал театральной провинцией. Во-вторых, как я уже говорила, мы обнаружили, что именно академические театры с большой судьбой идут путем новаторства, эксперимента, доказывая, что это правильный путь, и если мы с него свернем, мы действительно станем провинцией. Не зря сегодня возник вопрос об авторском праве театрального режиссера, которое должно быть наконец законодательно закреплено. А если режиссер является автором, значит, свобода его не может быть ограничена ничем, значит, и пьеса является для него только материалом. Вроде бы, все нормальным людям это очевидно, но нам по-прежнему пытаются доказать, что театр должен быть только иллюстратором. Исходя из всех этих размышлений мы отобрали шесть самых интересных спектаклей для петербургской программы.


«Гроза» А.Н. Островского, режиссер Андрей Могучий, Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова (Санкт-Петербург, Россия)
1 октября, 19.00
БДТ, основная сцена



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Сон об осени» Ю. Фоссе, режиссер Юрий Бутусов, Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург, Россия)
5 октября, 19.00
Театр им. Ленсовета, большая сцена

 

«Семья», пьеса Ю. Урюпинского по повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», режиссер Анатолий Праудин, Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, Россия)
11 октября, 19.00
«Балтийский дом», малая сцена



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Анна. Трагедия», пьеса Е. Греминой по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина», режиссер Александр Галибин, Театр-фестиваль «Балтийский дом» (Россия)
12 октября, 19.00
«Балтийский дом», большая сцена

 

«По ту сторону занавеса», автор сценария и режиссер Андрий Жолдак, Российский Государственный академический театр драмы им. А.С.Пушкина (Александринский) (Санкт-Петербург, Россия)
12 октября, 19.00
Александринский театр, большая сцена



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Сегодня.2016» по повести К. Фокина, режиссер Валерий Фокин, Российский Государственный академический театр драмы им. А.С.Пушкина (Александринский) (Санкт-Петербург, Россия)
13 октября, 19.00
Александринский театр, Новая сцена, 19.00



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Подготовила Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>