Что смотреть на «Послании к человеку»: выбор «Фонтанки»

22 сентября 2016, 17:18
Версия для печати Версия для печати

В пятницу на Дворцовой площади откроется и до 1 октября продолжится в Великан-парке «Послание к человеку»: самый статусный отечественный кинофестиваль после Московского. Как обычно, программа огромная: документальное, экспериментальное кино, ретроспективы, самые громкие фестивальные премьеры. Чтобы в этом потоке сориентироваться, «Фонтанка» составила гид по «Посланию».

Тони Эрдманн
24 сентября, 17.15



Фото: официальный сайт кинофестиваля

Фильм, претендующий на звание открытия года — немецкая драма «Тони Эрдманн», впервые показанная в Каннах весной. Наконец, она доехала до Петербурга. Для сорокалетнего немецкого режиссера Марен Аде «Эрдманн» – определенно, прорыв; хотя прошлые ее ленты были ничуть не менее замечательными, такого успеха они не добивались. Сюжет действительно занятный: главный герой решает наладить свои отношения с дочерью, втеревшись к ней в доверие под маской бизнесмена-самодура Тони Эрдманна. Результат — фильм, представляющий собой череду невероятно изобретательных и остроумных трюков.

Олег и редкие искусства
24 сентября, 20.45,
26 сентября, 15.15




Фото: официальный сайт кинофестиваля

Специально для патриотов Петербурга в программу включили фильм об Олеге Каравайчуке, снятый испанским режиссером Андреасом Дуке. О композиторе-чудаке снято множество лент: киногеничнее этого городского персонажа никого в радиусе пары сотен километров не найти. «Олег и редкие искусства» из череды подобных фильмов выпадает. Это серьезное наблюдение за героем, глубочайший психологический портрет. И герой его — не просто фрик, но нечто много большее. Тем невосполнимее утрата.

Ученик
24 сентября, 22.10



Фото: официальный сайт кинофестиваля

Главный хит «Послания» отечественного розлива— новый фильм Кирилла Серебреникова. Худрук «Гоголь-центра» от кино отошел на долгие четыре года — и вот теперь вернулся. Правда, с фильмом по пьесе, которую уже ставил в театре — драме немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик». От перенесения на экран она ничего не потеряла — во всяком случае, не стала менее актуальной. Сюжет о юноше, ставшем религиозным фанатиком, в современной ситуации будет злободневным везде: и в Каннах (где состоялась мировая премьера фильма), и в Петербурге, и в Берлине.

Персональный покупатель
25 сентября, 15.15



Фото: официальный сайт кинофестиваля

Еще один хит в программе «Послания» – новый фильм Оливье Ассаяса, важнейшего современного французского автора, более всего известного «Облаками Зильс-Марии» с Жюльетт Бинош и Кристен Стюарт в главных ролях. В «Персональном покупателе» та же Стюарт играет личного ассистента звезды по покупкам, переживающую смерть брата-близнеца. Столкновение мира моды и паранормальных явлений — тривиальный, в общем-то конфликт — Ассайяс подает эффектно и неожиданно.

В лучах солнца
25 сентября, 19.20,
27 сентября, 16.30



Фото: официальный сайт кинофестиваля

Еще один отечественный тяжеловес программы «Послания» – Виталий Манский, самый спорный из российских документалистов. Его винят в манипуляции зрителями и героями, конъюнктурности, чернухе. На его «Девственность» и «Родину или смерть» вешали тонны ярлыков. Наверняка их будут вешать на «В лучах солнца». Это тоже чернуха, конъюнктура, манипуляция — и весьма мастерски исполненные. Манский живописует будни Северной Кореи. Но делает это хитро. В центр помещает одну героиню — школьницу. А сценарий пишет не сам — использует написанный северокорейскими товарищами. Получается не слишком азартный, но весьма примечательный фильм эксперимент.

Я, Дэниэл Блейк
25 сентября, 18.45,
29 сентября, 14.30




Фото: официальный сайт кинофестиваля

Гвоздь внеконкурсной программы «Послания» — обладатель Каннской Золотой пальмовой ветви этого года, новый фильм британского классика Кена Лоуча. Сколько ни говори, что Лоуча наградили из вежливости и по причине некомпетентности жюри — дело сделано, фильм надо смотреть. Важнейший автор Соединенного Королевства наших дней, режиссер «Ветра, который качает вереск», восьмидесятилетний Лоуч здесь делает то, что умеет лучше прочих. Снимает остросоциальную драму про маленького человека и его столкновение с бездушным государством. За упорство, с которым режиссер придерживается раз выбранной темы, он достоин и наград, и почтения.

Неправильные элементы
26 сентября, 21.15,
28 сентября, 15.15




Фото: официальный сайт кинофестиваля

Определенно, самый интригующий фильм «Послания» – режиссерский дебют одного из главных литераторов современной Европы, Джонатана Литтелла. Автор «Благоволительниц» снял документальную ленту «Неправильные элементы». Место действия — Уганда. Герои — подростки. Их похищает Господня Армия Сопротивления, которую возглавляет фанатик Джозеф Кони — за счет украденных юношей армия и существует. Литтелл говорит языком кино о том же, о чем пишет в книгах. О границах человеческой жестокости и о том вкладе, который каждый из нас в общее дело насилия и безумия делает.

Выпускной
27 сентября, 20.00,
28 сентября, 17.45



Фото: официальный сайт кинофестиваля

«Послание» своих не бросает. В программе каждого фестиваля обязательно есть фильмы «румынской волны»: вот и теперь привозят новую работу Кристиана Мунджиу, лидера направления и создателя манифеста «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Теперь обладатель Каннской «Ветви» взялся за проблему отцов и детей. В центре сюжета ленты — отношения главного героя, доктора, и его юной дочки. Раскрывается он, правда, все в том же духе: девушка получает шанс уехать из депрессивной посткоммунистической Восточной Европы в благополучную Британию. Мунджиу своих тоже не бросает — и снова снимает про трудности переходного периода от коммунизма к человеческой жизни.

Потерянные в Мюнхене
27 сентября, 19.10,
29 сентября, 15.30




Фото: официальный сайт кинофестиваля

Еще один любимчик «Послания» – чешский мастер, прекрасный комедиограф Петр Зеленка. Фильм обозначен как документальный, но у Зеленки все условно. Каждый чих превращается в гротеск и фарс. Главный герой «Потерянных в Мюнхене» – попугай, присутствовавший на подписании Мюнхенских соглашений, одобривших, если у кого по истории двойка, аннексию Германией Судетской области. Попка приезжает в Прагу, ему устраивают пресс-конференцию (где он разыгрывает переговоры Чемберлена с Гитлером в лицах). А потом пернатого хроникера похищает журналист. Правда, очень смешно, остро и точно. Как всегда у Зеленки.

Бесконечная поэзия
29 сентября, 20.00,
30 сентября, 18.50




Фото: официальный сайт кинофестиваля

Новый Ходоровски — и этим все сказано. Почтенный старец, восьмидесятисемилетний чилийский гений, наследник французских сюрреалистов — что бы этот режиссер ни снял, все будет лишь радостной вестью о том, что последний маг и шаман мирового кино жив-здоров и в полном расцвете сил. «Бесконечная поэзия» – продолжение его прошлой ленты, «Танца реальности». Это снова автобиография, только уже не про глубокое детство, а про юность и творчество. И да, действительно про поэзию: большинство героев правда пишут стихи.

Сьераневада
29 сентября, 21.10
30 сентября, 18.30



Фото: официальный сайт кинофестиваля

«Послание», как уже говорилось, своих не бросает. Еще один представитель «румынской волны» в программе — Кристи Пую. Его «Сьераневада» – остроумная разговорная комедия, которая целиком состоит из споров героев о том, кто виноват в терактах 11 сентября. Пую, мастер парадокса, здесь не изменяет себе: он снова, как в лучших своих лентах, находит самые неожиданные средства, чтобы говорить о самом важном и актуальном: терроризме, миграции, 11 сентября, «Шарли Эбдо».

Неизвестная
30 сентября, 19.00,
1 октября, 17.10



Фото: официальный сайт кинофестиваля

Под занавес «Послания» ожидается еще один хит — новый фильм братьев Дарденн. Бельгийский дуэт режиссеров обладает удивительным талантом создавать хитроскроенные, мастерские и одновременно феноменально популярные фильмы. Их фирменный сюжет – пробуждение человечности в бесчеловечном мире. Так было в «Молчании Лорны», таким было «Дитя», такова «Неизвестная». Главная героиня — хирург, решившая не принимать позднего пациента, и теперь испытывающая угрызения совести: недалеко от ее кабинета найдено тело и, возможно, она в этой смерти виновата.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>