Традиционные ценности: на экранах «Бен-Гур» Бекмамбетова
Предыдущая режиссерская работа автора «Ночного дозора» – «Президент Линкольн. Охотник на вампиров» – вышла на экраны четыре года назад, срок немалый. Тем более интриговал его новый фильм, который теперь стартовал в кинотеатрах, «Бен-Гур».
К тому же, в «Линкольне» Бекмамбетов задал самому себе ого-го какую планку: those russian замахнулся на святое, на физиономию с доллара, национального героя. И смог с этим материалом справиться. После взятия такой высоты планку можно только повышать.
Тимур Бекмамбетов живет на две страны и двумя жизнями. С одной стороны, он — русский продюсер, стабильно поставляет к новогоднему столу «Ёлки», а по прочим красным дням календаря — комедии Жоры Крыжовникова. Человек и синоним слова «русское кассовое кино»: этот статус ему обеспечивает кассу и всеобщее брезгливое отношение («Фу, Бекмамбетов, «Ночной дозор»). Другой Бекмамбетов — американский режиссер, эстет и перфекционист, увлеченный всяческими красотами на экране и умеющий собирать из этих пестрых картинок увлекательные зрелища. Этот даже у снобов вызывает почет и уважение: наш человек в Голливуде. Этот являет себя миру куда реже, чем хозяин студии «Базелевс».
«Бен-Гур» – материал богатый и сугубо бекмамбетовский. Пестрый пеплум, действие которого разворачивается в занятой римлянами Иудее, идет режиссеру ходя бы ввиду своей пестроты. Бекмамбетов все-таки художник (по образованию и призванию), и питает слабость ко всему, что касается костюмов и декораций. А тут этого добра — как в пещере Али-Бабы. И тюрбаны с халатами, и каски с перьями, и тоги центурионов. А декорации заменяют скалы с пустынями.
Причем, вся эта красота имеет богатую историю. В основе сюжета — популярнейшая книжка Лью Уолласа, написанная в 1880 году, и на экран ее переносили не раз и не два. Самый известный случай — эпохальный фильм Уильяма Уайлера, о котором многие слышали, но мало кто видел: известен он, в первую очередь, тем, что соревнуется с «Титаником» по числу «Оскаров». Так что Бекмамбетов снова замахнулся на святое — даже, может, более сакральное, чем фигура президента с пятибаксовой банкноты. Мало того, что на римейк великого фильма, так еще и на сюжет, один из героев которого — Иисус. Неудивительно, что после премьеры фильма на Бекмамбетова повесили всех собак — заокеанские рецензенты описывают «Бен-Гура» как epic fail, прокатные показатели не самые утешительные. Этого всего можно было ожидать — для американского зрителя бекмамбетовский «Бен-гур» та же красная тряпка, что для отечественного «Джентльмены, удачи» и «Служебный роман. Наше время». Нас же все эти несчастья фильма в англоязычном мире волновать не должны — чего пеплум недоберет в прокате американском, наверстается здесь.
Нет, казакам просьба не беспокоиться: оскорбления чувств верующих в «Бен-Гуре» не найдет даже самый въедливый толкователь Библии и знаток всех соборов. Скорее, эту ленту им стоит взять на вооружение. Роман Уолласа — нравоучительная притча, объяснение на пальцах христианских ценностей. Иуда(!) Бен-Гур — состоятельный иудей, живущий беззаботно в Иерусалиме вместе со своим лучшим другом Мессалой. Вместе они коротают дни юности, влюбляются, дерутся — в общем, делают все, что положено в пубертатный период. Потом взрослеют – их пути расходятся: Бен-Гур остается в родном городе, а Мессала становится легионером, приближается к Понтию Пилату и возвращается в Иудею уже как оккупант. А возвратившись, вынужден арестовать Иуду со всем его семейством, за что друг начинает ему страшно мстить. Фоновым персонажем проходит странноватый горожанин, который всем советует римлян прощать и любить, арестованным дает напиться, а Иуду (!!!) отговаривает (безрезультатно) от мести обидчикам. В общем, христианские (традиционные) ценности — как на ладони, любой Холден Колфилд поймет.
Бекмамбетов взятую высоту берет легко, почти играючи и явно с удовольствием. Весь «Бен-Гур» – сплошной набор выразительных костюмов, горных хребтов, пустынь, изобретательных склеек, неожиданных ракурсов (снизу, сверху), живописных композиций. Мастеровитый оператор Оливер Вуд ему в этом деле – в помощь.
Интересно здесь другое. Не то, как роман с богатой историей экранизаций, превращается в современнейший блокбастер. Куда любопытнее — то, что Бекмамбетов здесь дорывается, наконец, до своей давней цели. Создает-таки зрелище для всех и каждого, к которому он стремился со времен своего дебюта: мрачноватого «Пешаварского вальса». «Бен-Гур» прост, как комикс, и при этом здесь множество тонких деталей, погружаться в которые — сплошное удовольствие. Бекмамбетов нашел отличных исполнителей на главные роли — в меру попсовых, чтобы их можно было узнать, но при этом чтобы персонажи не превращались в переодетых под иудеев «Человеков-пауков». Джек Хьюстон в главной роли и Тоби Кеббелл — Мессала ровно такие: не слишком замыленные и вполне запоминающиеся. На роль темнокожего мудреца взят Морган Фримен, мастер образа «умный черный дедушка», и все тонкости характера персонажа становятся ясными и близкими любому зрителю. Виды и костюмы достаточно зрелищны, но против исторических реалий не грешат — каски и тоги, вроде, из нужных времен, и даже Понтию Пилату примерно столько же лет, сколько его прототипу (Пилу Асбеку четвертый десяток — а прокуратор Иудеи не был старичком возраста наших Лаврова и Уильянова из фирменных булгаковских экранизаций).
В итоге, соотечественникам (то есть, нам) за Бекмамбетова можно только радоваться. И ждать, когда он спродюсирует в России фильм такого же уровня.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления