
Маяк слезам не верит: на экранах «Свет в океане»

В прокат выходит душещипательная драма режиссера Дерека Сиэнфреса «Свет в океане» c Майклом Фассбендером. В кадре много страдания, жизни навзрыд, а также красивые картинка и музыка. Если мужчины согласятся два часа пострадать и сводить своих спутниц в кино, то благоверные простят им сто грехов, включая немытую посуду и разбросанные носки.
Оскароносные Алисия Викандер и Рэйчел Вайс представляют трагедию матерей, лишившихся ребенка, но зрительницы, конечно, в первую очередь будут смотреть на крупные планы Майкла Фассбендера – самого недооцененного западного актера, который так сурово страдает, что ему просто хочется подпевать.
«Свет в океане» – так называется не только фильм, но и положенная в его основу книга, литературный дебют австралийской писательницы Марго Стедман. Решительно отмечу: название весьма мало отвечает накалу страстей в сюжете, по сравнению с которым сахарные мексиканские телесериалы являются просто-таки брутальными историями из жизни конченых обитателей казарм с далекой окраины. Целевая аудитория охотно откликнулась бы, скажем, на такие заголовки, как «Слеза двух океанов», «Маяк моей судьбы», «Сердца в пучине бед». А если поместить на афишу того же Фассбендера на максимально приемлемом зуме, то сошли бы и «Бездонные, как боль, твои глаза».
Том (Фассбендер) – протестантской закалки нестарый ветеран Первой мировой. Одинокий и, как намекают создатели, с кучей кровавых драм в бэкграунде. Израненную душу он лечит суровой работой смотрителя маяка на уединенном островке где-то на стыке океанов, омывающих Австралию. Раз в три месяца небольшое судно доставляет сюда продукты, на маяке есть рация – вот и все связи с обществом.
В принципе, неудивительно, что лечить душевные раны одинокого волка вызывается дочь одного из начальников Тома, его новоявленная супруга Изабель (Викандер). Гражданская пара в жизни, Майкл Фассбендер и Алисия Викандер на экране иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей: супруг с кредо «всегда поступай как должно» и живая, вся такая противоречивая и порой истеричная юная жена. Существует и дополнительное драматичное обстоятельство: Изабель не может благополучно выносить собственных детей. А потому до отчаяния обрадована тем, что, спустя пару дней после очередного выкидыша, у острова появляется одинокая лодка с мертвым мужчиной и хорошеньким живым младенцем.
Любящий Том поступается принципами и соглашается на присвоение младенца, впрочем, непрерывно вещая, что ничего хорошего из этого не выйдет. Смотритель маяка как в воду глядел. Да и могло ли быть иначе, если дальнейшее действие разворачивается строго в рамках женской логики. Случайно наткнувшись через несколько лет на истинную мать (Вайс) приплывшей в лодке девочки, Том делает все, чтобы ее «утешить». С этой целью он то письмо ей успокоительное подкинет – мол, мужа вашего мы похоронили, а вашу дочку будем любить всегда. То погремушечку, бывшую при младенчике, в коробочке пришлет – сказали же, что будет все хорошо с ребенком, так убедитесь еще раз. Какое сердце такое вынесет?
Всё и впрямь дальше будет нехорошо – в первую очередь для Тома и Изабель. Сцена отбирания малышки раздирает душу детскими стенаниями и бурными потоками из очей Викандер. Но все меркнет перед горем несостоявшегося отца. Как плачет Фассбендер, видали б вы. Скупо, сурово, честно – даже из носа течет. Никакое счастье не стоит пресловутой слезы ребенка, а вот лапидарные рыдания этого звездного актера вполне способны потянуть на очередную оскаровскую номинацию, а то и выше, чтоб не сглазить.
Зрительницы в зале не смогли остаться безучастными. У моих чеховского вида соседок по ряду дамские страдания на экране вызывали сначала ухмылки и обсуждения. Когда под угрозу была поставлена жизнь девочки, их позы стали напряженными. А после светлого, но далекого от привычного хэппи-энда финала, когда включили свет, я уже наблюдал повсюду мутные, словно гриппозные глаза и потоки слез. Дамы точно по три платка испортили, а у моих соседок, кажется, и на кресла что-то попало. Мужчины – те, кто не ушел – были рады наступившей свободе.
Не стоит брюзжать на некоторый спойлинг. В «Свете в океане» сюжет – не самое важное. Очень неспешное течение событий сопровождается завораживающе красивой и мощной работой оператора Адама Аркпоу («Макбет», «Настоящий детектив», «Плоть и кости»). За награду Американской киноакадемии наверняка поборется и музыка Александра Депла. Француз уже получил «Оскара» за саундтрек к «Отелю «Гранд-Будапешт», также им была написана музыка для «Гарри Поттера и Даров смерти», лент «Король говорит!», «Девушка с жемчужной сережкой» и многих других. Ну, а работая над «Светом в океане», композитор, похоже, превзошел себя самого.
Итог: лента категорически противопоказана крутым и деловым парням. Смотреть ее нужно женщинам, еще раз женщинам и тем, кто хочет заручиться их благосклонностью. В последнем случае свое истинное мнение о картине оглашать не стоит.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36