На экранах «Джейсон Борн»: Отцы и дети

01 сентября 2016, 17:24
Версия для печати Версия для печати

Страхи меняются быстро, но присутствуют в нашей жизни неизменно. Вчера боялись террористов, сегодня уже правые внушают ужас. Завтрашний день страшен уже сам по себе, без особых на то причин. Боятся все, но каждый боится по своему. Одни просто выражают опасения. Другие еще и умело чужими страхами пользуются. Эпопея про Борна, шпиона-аутсайдера, как раз на страхах и держится.

В ней все стабильно — Борна ловят, он убегает, в финале от погони отрывается и скрывается в неизвестном направлении. Однако обстоятельства, в которых этот вечный сюжет про Колобка разыгрывается, меняются. За счет этого шпионский триллер работает как хороший ежеквартальный аналитический журнал: подводит итоги и ставит обществу диагнозы.

В новом «Борне» есть все новости, накопившиеся со времен выхода последней части. Волнения в Греции, расцвет Берлина, скандинавские хакеры, Ассанж (фигурирует настойчиво, но под измененным именем), Сноуден (упоминается раз пять напрямую). Но главное — современная повестка дня и общественные страхи подсунули создателям не сюжетный ход, а нечто куда более серьезное. Конфликт, на котором нынешний «Борн» держится.

 

Вроде всё как всегда: ЦРУ выходит на след Борна, за ним отправляют спеца, который когда-то убил отца разведчика (дежурный злодей в исполнении Венсана Касселя). Но одновременно разыгрывается куда более примечательный поединок, чем растянувшийся мордобой между героями Касселя и Мэтта Деймона. В четырех стенах офиса ЦРУ схлестываются молодая сотрудница (Алисия Викандер) и стареющий глава разведки (Томми Ли Джонс).

Главная новость: в этом «Борне» Деймон отходит на второй план. Бегает, светит фингалами и кровоподтеками, пугает мешками под глазами. Его главный враг, персонаж Венсана Касселя, тоже на экране именно что мелькает. То нос покажет, то кудри; то одним глазом сверкнет, то другим. Короля здесь играет свита: весь «Борн» держат герои второго плана, персонажи Томми Ли Джонса и Алисии Викандер. А все время, что их нет на экране, можно считать рекламными паузами или интермедиями.

Герои Джонса прежде были деловитыми консерваторами с Дикого Запада, симпатичными и славными хранителями традиций. Одного его сурового лица в морщинах вполне достаточно, чтобы обеспечить популярность республиканцам. В «Борне» все выразительные средства — взгляд с прищуром, «знаешь, сынок», упомянутые морщинки у глаз — направлены в строго противоположную сторону. Консерватор здесь равно государственник, для которого человеческая жизнь ничего не стоит. Не брат-близнец Клинта Иствуда, а аппаратчик застойных времен, зануда-функционер.

Героиня Алисии Викандер, молодая ЦРУшница — идеальный антипод этому заокеанскому Брежневу. Хотя бы ввиду того, что Викандер тоже обладает определенным (пусть и менее длинным) шлейфом былых ролей, отпечатавшихся в памяти зрителя. Одна из самых многообещающих британских актрис в «Девушке из Дании», «Ex Machina» и прочих лучших своих работах создала образ женщины будущего. Мобильной, свободомыслящей, лишенной комплексов. И в «Борне» она эту линию отлично продолжает, пусть и в новом для себя формате политического кино.

Дуэт выглядит тем более выразительно, что на подтанцовках у него – комик, знакомый по зубодробительной ленте «Четыре льва», Риз Ахмед. Ему досталась партия технаря ЦРУ, которому старшие коллеги помогли завести свой бизнес и стать успешным дельцом в сфере IT, будущим Цукербергом. Выбор на подобную роль не какого-нибудь Джесси Айзенберга, а британского комика-араба — ход настолько же неочевидный, насколько и выигрышный. В кои-то веки технарь — не мелкий бес, а просто талантливый паренек, знающий, какие проводки куда ведут, просто наделенный непомерными амбициями.

Из пяти фильмов про Борна три — включая нынешний — снял Пол Гринграсс. Руку он на серии шпионских лент набил, и многое делает на автомате: погони, драки, слежки. Тем более заметно, на какую золотую жилу он наткнулся при дежурной актуализации сюжета. «Борн» распадается на два фильма. Один — дежурный боевик с погонями. Другой — тончайший политический триллер, злободневный и отлично срабатывающий на тех страхах, которые прямо сейчас преследуют большинство зрителей. На опасности прихода к власти дряхлых ортодоксов, исповедающих принципы столетней давности. На вполне реальной возможности того, что новейшие технологии станут их орудием, направленным против собственного народа, инструментом контроля и репрессий. Этого всего будут боятся зрители «Борна» в Штатах, Германии, Британии — эти страны пристуствуют на экране. У нас есть возможность посмотреть на экран, как в зеркало. И включить, наконец, мозг – тем, кто до сих пор этого не сделал.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»  

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>