Умереть в Сорренто: Сильвестр Щедрин и школа Позиллипо в Русском музее

10 августа 2016, 10:00
Версия для печати Версия для печати

11 августа в Михайловском замке Государственного Русского музея открывается выставка русского «итальянца» Сильвестра Щедрина, открывшего для себя, а после – и для всей образованной России красоту дивного уголка под Неаполем, давшего название целому художественному направлению. Наслаждаться открыточными видами Амальфитанского побережья и высоким итальянским небом петербуржцы смогут до 14 ноября.

Стоит оговориться: далеко не все искусствоведы на первых порах очень уж серьезно относились к самому существованию школы Позиллипо: художники, посвятившие себя изображению красот этой местности близ Неаполя, интересовались не только «чистым искусством», но и заработками, которые были гарантированы тиражированием манящих пейзажей, которые пленяли любого проезжающего путешественника.

Отсюда и несколько снисходительное отношение к трудившимся на ниве «сувенирной» живописи. Подобное снисхождение, к слову, пришлось испытать и Ивану Айвазовскому, которому адресовывались упреки в зарабатывании «на морской воде» и который, кстати, тоже отдал должное красотам Позиллипо. Тем не менее, в живописных неаполитанских окрестностях работали не только ремесленники, но и настоящие творцы. Такие, как представители семейства Карелли (кое-что из их наследия представлено на выставке в Михайловском замке), семейства Джиганте, любимец мецената графа Григория Орлова голландец Антони ван Питлоо. И, конечно же, Сильвестр Щедрин, чей 225-летний юбилей пришелся на нынешний январь.

Девяти лет от роду Щедрин поступает в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Надежным патроном мальчика стал его дядя Семен Щедрин, возглавлявший ландшафтный класс и передавший всю свою любовь к Италии племяннику, который провел в этой художественной Мекке семь лет.

В 1811 году Сильвестр Щедрин выпускается из Академии с большой золотой медалью, но Отечественная война не позволяет художнику воспользоваться правом на трехлетнее путешествие в Европу за государственный счет. В течение шести лет длится «петербургский» период творчества живописца, приобретшего определенную популярность своими городскими видами.

Только в 1818 году, когда Европа успокаивается, Щедрин выезжает в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. Пенсион Щедрина длится вместо положенных трех лет все пять, но и после его окончания художник не возвращается на родину: в Россию отправляются только его полотна для высокопоставленных заказчиков – у живописца была неплохая предпринимательская жилка.

Рим, Болонья, Флоренция, Неаполь – везде, где побывал Щедрин, ему сопутствовал творческий успех. Он пишет пейзажи для великого князя Михаила Павловича, создает полотно «Колизей в Риме», которое Александр I определяет в Императорский Эрмитаж. Но главным местом души художника становятся окрестности Сорренто и Амальфи. Именно эти пейзажи ценятся как одно из самых ярких воплощений в мировой живописи благословенного томного покоя – с его глубоким италийским небом, животворящей тенью от благородных дерев и виноградных лоз и персонажами из разных сословий, органично погруженных в картину безмятежной южной природы. За 12 лет своей итальянской жизни Щедрин провел в Сорренто всего около года, но этой дивной «стране Сирены» посвящена почти половина из его работ.

Созерцать все это великолепие в непосредственной близости, вплоть до мельчайших мазков – само по себе медитативное действо и наилучшая психотерапия. Тем не менее, самому Щедрину продолжительная жизнь не была суждена. Первые признаки изнурительной болезни легких появились еще в 1821 году, и после ситуация только ухудшалась, усугубляемая не всегда тщательным выбором лекарей, к которым обращался художник. Так и шли рука об руку смертельный недуг и профессиональный успех: Щедрин получал все новые заказы, а в 1829 году ему было присвоено звание почетного профессора Неаполитанской академии художеств. В ноябре 1830-го художник скончался в своем любимом Сорренто 39 лет от роду: жизнь недолгая, но как для художника – удивительно счастливая.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>