Десять важных фильмов фестиваля «Окно в Европу»

03 августа 2016, 10:00
Версия для печати Версия для печати

В субботу в Выборге открывается фестиваль «Окно в Европу». Как обычно, на нем покажут вполне репрезентативную выборку всего того, что снято в России за последний год. Многое увидеть, увы, можно будет только на фестивале. "Фонтанка" выбрала 10 фильмов, обязательных к просмотру.

Прикосновение ветра
7 августа, 16.30

По разряду «странное и неожиданное открытие» в этом году проходит «Прикосновение ветра», режиссерский опыт игровика Ольги Веремеевой и документалиста Елены Демидовой. Вместе они создали невероятнгый микс реальности и роуд-муви. Юлия Ауг играет актрису, разыскивающую в бурятских горах и озерах своего давнего любимого. И одновременно существует на экране сама по себе — познает мир через путешествие. Микс получился любопытный. Тем более — кто сказал, что появится еще возможность увидеть большой бенефис, возможно, лучшей русской актрисы наших дней?

Зоология
8 августа, 23.00

В Выборг в этом году привезут, кажется, главный отечественный фильм года – «Зоологию» Ивана И. Твердовского, третий фильм молодого автора, с честью несущего статус главной надежды отечественного кино. Начавший с нехитрой псевдодокументалки «Собачий кайф» (суровая правда из подворотен), он дебютировал в игровом кино не слишком удачным, но все же небезнадежным «Классом коррекции» (уже серьезнее — социальная драма). «Зоология» – фильм не мальчика, но мужа. Вполне зрелое высказывание про одиночество, к тому же — изобретательное. Главная героиня трудится в зоопарке, влачит жалкое существование, пока с ней не начинают происходить самые что ни на есть странные чудеса. Например, у нее вырастает хвост. Фильм, кроме прочего, открыл действительно мощную киноактрису – Наталью Павленкову. До сих пор прозябавшая на вторых ролях (у того же Твердовского в «Классе»), здесь она показывает свой талант в полный рост.

Хороший мальчик
9 августа, 14.00

Какой фильм точно не пропадет после показа в Выборге — так это «Хороший мальчик» Оксаны Карас: неделя из жизни обычного школьника, полная экстремальных происшествий, требующих от ребенка взрослых решений. Редкий случай — фильм целиком снят для юного актера, это его полноценный бенефис. Семен Трескунов — действительно актер очень незаурядный, хотя и снимается, пожалуй, многовато и в совсем не детских лентах (в «На дне» Владимира Котта ему досталась роль Луки). В «Мальчике» у него в партнерах тяжеловесы. Константин Хабенский и Михаил Ефремов.

Дачники
9 августа, 22.00

Новый фильм самого незаметного из значительных отечественных режиссеров — Александра Вартанова. Диву даешься, как так получилось, что о нем не судачат на каждом углу. Дебютировал экранизацией «Собирателя пуль» Юрия Клавдиева — ну, кажется, в театральных кругах только и разговоров должно быть о ленте. Но нет, пару раз показали — и как ни бывало фильма. Снял очень необычную и сильную осовремененную версию пушкинского «Дубровского» для ТВ, да еще с Данилой Козловским. Снова глухо: показали в час ночи разок – и забыли. В итоге, сильный режиссер известен публике разве что как исполнитель роли одного из патентованных (неприличное слово) в сериале «Краткий курс счастливой жизни». Может, с «Дачниками» хоть повезет — это снова экранизация того же Юрия Клавдиева, теперь уже нескольких его произведений. Главные герои — их играют Алексей Маслодудов и Екатерина Стеблина — совершают преступление и сбегают в лес. Но это, понятно, только завязка сюжета про «Прирожденных убийц». Фильм тем более знаменателен, что сняли его сразу два самых мощных и самобытных отечественных оператора, Сева Каптур (кто видел «Да и да» Германики — не забудет его изобретательную работу) и документалист Денис Клеблеев.



Фото: http://okno-filmfest.ru/

Птица
10 августа, 12.15

В конкурсе найдется место и для душещипательного, но очевидно не слишком перспективного молодого кино. «Птица» – лента дебютанта Ксении Баскаковой по сценарию театрального драматурга Ярославы Пулинович. Про девочку, неизлечимо больную, но все еще мечтающую. Мечты, естественно, реализуются — при помощи рок-музыкантов, образы которых воплощают Иван Охлобыстин и Гарик Сукачев. В общем, штука беспроигрышная, но уж слишком заезженная: мелодраматичный, как ни крути, сюжет, пейзажи Петербурга, рок-н-ролл мертв, а мы еще нет. Хотя это наверняка кого-то способно еще зацепить.

Пьяная фирма
10 августа, 23.00

В Выборге покажут новую комедию Григория Константинопольского — нашего Мольера и Гайдая в одном флаконе, режиссера-самоделкина, у которого фантазия вообще ничем не сдерживается (наверняка, многие помнят его «Восемь с половиной долларов», видеохит конца 90-х). У Константинопольского что ни фильм — цыганочка с выходом, совершенно безбашенный поток текста и трюков. В «Пьяной фирме» главную роль играет, конечно, Михаил Ефремов. Его персонаж — доктор, выводящий толстосумов из запоя. В качестве усилителей партии главного комика наших дней — убойный состав. Анна Михалкова, Елизавета Боярская, Евгений Цыганов, Ингеборга Дапкунайте. В общем, танцуют все.



Фото: vk.com, группа "Пьяная фирма": Премьера ТНТ 2016!

Врач
11 августа, 16.00

Режиссерский дебют Гоши Куценко. Этим все сказано. Для одних это повод фильм не смотреть никогда, для других — причина отправиться на показ немедленно. Актер до мозга костей, Куценко снял собственный бенефис, и «Врач» грешит всем тем, чем подобный опус может грешить. Куча всего надумано и наворочено — страхи и опасения, излияния пациентов и запутанная личная жизнь. Если хотите себе представить, как выглядело бы кино, не будь в нем профессии режиссера, «Врач» – характернейший пример.

Черная вода
11 августа, 18.00

Самый, наверное, интригующий фильм фестиваля – «Черная вода» Романа Каримова. Режиссер некогда числился долгожданным русским независимым: снимал за смешные деньги отличное зрительское кино. Состряпал милый и очень находчивый ромком «Неадекватные люди», потом придумал не очень удачный комедийный ужастик «Вдребезги». И начисто исчез с радаров. Теперь вернулся со вполне серьезным и взрослым высказыванием: по сюжету «Черной воды», главный герой забирает своего наркозависимого брата из клиники и отправляется с ним в путешествие, уверенный, что ему так будет лучше. Но что-то идет не так. Этот фильм тем более интересен, что сценарий написали Сергей Осипьян и Александр Лунгин — дуэт авторов, когда-то снявший отличный фильм «Явление природы», но так успеха и не развивший.



Фото: http://okno-filmfest.ru/

Дизлайк
11 августа, 20.30

Впервые в конкурсе Выборга оказался самый независимый — до полного аутизма — отечественный режиссер, Павел Руминов. Он принципиально идет своим путем и никаких условностей не соблюдает: молодец, так держать. После «Мертвых дочерей» и «Я буду рядом» (просто красивый хоррор и мелодрама с элементами эксплуатейшена соотвественно) Руминов ушел в сеть, куда регулярно выкладывал ролики, состряпанные на коленке — из разряда «лопни мои глаза». Потренировавшись на котиках, взялся за большой формат. «Дизлайк» – первый русский ютуб-хоррор: главные герои – это видеоблоггеры, которых собирают в дорогущем отеле, чтобы те раскрутили лайками новый энергетик. Но, естественно, после этого начинается «Мышеловка» Агаты Кристи — и веселый ролик превращается в ужастик.

День до
12 августа, 16.00

Закроется Выборг главным хитом – «Днем До», альманахом на тему конца света, снятым тремя сильными режиссерами: Борисом Хлебниковым, Александром и Владимиром Коттом плюс примкнувшим к ним Александром Карпиловским. Четверка авторов фантазирует на тему, как проведут последний день на Земле наши соотечественники разных родов и сословий.



Фото: http://okno-filmfest.ru/

Разыгрывают их фантазии едва ли не все активно работающие в кино актеры наших дней: от Ксении Раппопорт до Сергея Маковецкого и от Елены Лядовой до Юрия Стоянова.

Иван Чувиляева, специально для "Фонтанки.ру"

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>