Новый «Стартрек» в прокате: Виват, первопроходцы!

21 июля 2016, 15:59
Версия для печати Версия для печати

«Стартрек: Бесконечность», стартовавший в кинотеатрах – фильм, вроде бы,  для всех и ни для кого. «Звездный путь» – конечно, сага. Но уж слишком необычная. Это не марвелловские комиксы, к которым все давно привыкли, и не «Звездные войны», каждая часть которых — как Новый год. Хотя бы потому, что основана сага на сериале, который мало кто видел, кроме преданных американских телезрителей.

Телевизионный «Стартрек», конечно, носит культовый статус, но культ этот исповедует очень небольшая, в сущности, группа землян. Остальные слышали, что был когда-то такой сериал с ушастым пришельцем, который приветствует всех растопыренной пятерней.

«Стартрек» сложен еще и потому, что вселенная саги достаточно насыщена деталями, в них зрителю-неофиту ориентироваться нелегко. Кто кому кем приходится, что такое корабль «Энтерпрайз», какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? Премьерный фильм ответа не дает. Кроме того, с первой киночасти «Звездный путь» занял нишу «умного экшна»: ориентированного не на подростков, а на тех, кто постарше; с действием, развивающимся степенно, без галопов и суеты; с проработанными деталями и нюансами. Наконец, в новом «Пути» нет звездных актеров и поп-фигур: в прошлой части, вот, снимался, ни много ни мало, Бенедикт Камбербэтч, а в нынешней — никогошеньки.

Нынешний, третий по счету «Звездный путь» – одновременно первый, снятый не Дж.Дж.Абрамсом. Он оставил себе почетное место продюсера. Режиссерское же кресло занял Джастин Лин, создатель «Форсажей» и, что особенно важно, «Настоящего детектива». Важно — потому что всё лучшее, что есть в мастерстве сериальщика, Лин смог перенести на большой экран. Отлично работает с ритмом и развитием сюжета. Не жалеет красок на детали.

 

Премьерный «Путь» – другой. Не только из-за смены режиссера. В сценарную группу вошел комик Саймон Пегг (он же играет деловитого техника-недотепу Скотта Монтгомери) — и новая часть саги обрела вполне внятные комические очертания. Юмор — едва ли не лучшее, что тут есть: Пеггу с его бронебойным талантом комика (кто видел «Крутых легавых» – знает) удалось найти такие трюки и фразочки, которые в общий, достаточно серьезный сюжет вписались бы как влитые. Стены тут рушат соплями инопланетян, герои то и дело поминают бабушкины мудрости. Понятно, Пегг и своему герою придал наиболее товарный вид: добрая половина острот звучит именно из его уст.

Сюжет в целом, правда, довольно мрачный: корабль «Энтерпрайз» с капитаном Кирком (Крис Пайн), инопланетянином-вулканцем Споком (Закари Куинто) и прочими примкнувшими отправляется в спасательную экспедицию: надо долететь до далекой планеты и подобрать там сбитую команду дружественного звездолета. Но по дороге корабль Кирка атакуют неведомые монстры. «Энтерпрайз» терпит крушение, а основную часть его команды берет в плен злодей – межпланетный пират Кролл (Идрис Эльба), стремящийся уничтожить вселенную.

«Путь» тем более необычен, что актерам здесь определенно есть что играть: для каждого придумана сложная, многоходовая партия с богатой драматургией. Один герой стремится завершить карьеру, другой переживает потерю близкого человека, третий пытается сдержать неумный темперамент, четвертый затаил злобу, пятый излише сентиментален... Пожалуй, тут не найдется никого, кто был бы обделен подобным хитрым решением драматургии роли, никого без эдакого «двойного дна». Это, собственно, и называется работать с деталями. Прозвучит, возможно, дико, но можно позавидовать Антону Ельчину, для которого роль в «Пути» стала последней (двадцатисемилетний актер недавно безвременно и глупо погиб под колесами собственного автомобиля): достойное прощание с публикой, лишний раз доказывающее, что он действительно был одним из самых многообещающих американских актеров.

«Бесконечность» – странный экшн еще и потому, что позволяет взглянуть на устоявшиеся, вроде, законы жанра свежим взглядом. Постоянный соавтор Лина, оператор Стивен Ф. Уиндон, выполняет сразу две задачи: точно и подробно фиксирует нюансы актерской игры и создает отличную визуальную партитуру. «Путь» словно запускает машину времени: начало фильма наполнено прекрасными и стильными девайсами, тачпэдами, новейшей техникой и прочим футуризмом. Чем дальше, тем меньше света, неона и обтекаемых форм. Тем больше громоздких, похожих на танки звездолетов и исполинских бластерных «калашниковых». Того и гляди тачанка из какого-нибудь кратера выскочит. Именно благодаря уиндоновской кропотливой работе «Путь» и становится чем-то большим, чем продолжение всеми уважаемой (скорее, чем любимой) саги. Драматургически он строит «Бесконечность» как эпос о вечности вечного и бренности бренного. Не слишком оригинальная, конечно, идея, но настолько совершенно на экране гимн винтажным девайсам и пыльным идеалам давно не пели.

В точности в соответствии с названием, «Путь» выбрал для себя незавидную миссию. Это не только «трудный экшн». Это еще и экшен экспериментальный. Фильмы саги регулярно прокладывают новые трассы через непроходимые кущи, и легких дорог не ищут. Рискованных ходов тут — навалом. Один другого радикальнее. Нарушая табу, Лин берет на роль главного злодея темнокожего Эльбу. Актеру роли злодеев, конечно, играть не привыкать. Но он здесь — еще и единственный темнокожий, и получается, что инопланетяне-злодеи сплошь черные. Наверняка сейчас начнутся скандалы и обвинения в нацизме.

Мало того — наверняка шуметь будут и в Штатах, и у нас: «Путь» первым из экшнов выводит на экран героя – открытого гея, и какого! Один из членов экипажа «Энтерпрайза», сыгранный корейцем Джоном Чо пилот Сулу, живет с партнером и воспитывает дочку. В Штатах уже поднял скандал первый исполнитель роли Сулу, восьмидесятилетний Джордж Такэи: дескать, не позволю позорить честное имя своего персонажа. У нас желающих попиариться на этой почве — предостаточно, особенно накануне депутатской гонки.

Чего-то подобного в сюжете массового фильма ждали давно. Никто не решался. Ни в марвелловских комиксах, ни в каких-либо прочих сагах. Удар на себя принял «Путь»: такая у него судьба. Первым входить в пещеры, исследовать галактики, открывать новые темы, искать новый визуальный язык.

Только не надо заблуждаться. Отвага экспериментировать и искать новый язык экшна — не в самом эксперименте. А в том, чтобы на него решиться. Даже если не уверен, что создашь тренд и за тобой потянутся полчища эпигонов. Совершенно не обязательно, что после «Бесконечности» все «фильмы действия» повально станут комическими и начнут прославлять винтажную технику. Вряд ли в следующем «Бэтмене» Бэтмен и Робин заключат гей-брак, а Человек-Паук усыновит вместе с Тони Старком африканского дитятю. Уж точно не будет темнокожих злодеев в «Звездных войнах». Вряд ли оператор очередного «Бонда» будет вытанцовывать балеты вокруг тачек и стреляющих ручек, как это делает здесь Уиндон. Довольно того, что подобные трюки проделал «Путь». Все остальные будут уже первыми после «Стартрека».

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>