«Манеж» после реконструкции: «Так хорошо, что делается страшно»

26 июня 2016, 11:32
Версия для печати Версия для печати

27 июня после реконструкции открывается Центральный выставочный зал «Манеж». За три неполных года здание пережило смену руководства, две новых концепции развития и пожар. Сейчас, зайдя в зал, где идут последние приготовления к открытию выставки "Современные русские художники – участники Венецианской биеннале. Избранное", и вправду словно переносишься из Северной Венеции в южную.

На первый взгляд, в «Манеже» за время ремонта изменилось немногое: все та же массивная конструкция по центру делит пространство на два этажа (только теперь она стала черной). Та же широкая лестница встречает зрителя у входа и ведет в подвальный атриум (касса теперь расположена внутри), а пространство первого этажа по-прежнему поделено на центральный холл и две боковых галереи. Но вся эта конструкция получила новое оформление, в другом цвете и материале, – и «заиграла».

Вместо холодных мраморных и цементных плит многие поверхности отделаны под теплое светлое дерево, на которое можно присесть – например, с телефоном или каталогом в руках. Немалую роль в обновлении сыграл и потолок – коммуникации было решено не закрывать от зрителя, что придало пространству дух современного лофта. В этих-то трубах под крышей и спрятана «соль» обновленного «Манежа» – всё оборудование, которое, по словам директора зала Павла Пригара, позволит экспонировать в этом пространстве даже самые «капризные» выставки. Вплоть до того, что в каждой из 24 зон, на которые условно поделено пространство, можно включить свой свет и звук, который будет слышен только в ней.

Будут ли в ближайшее время в Петербурге выставки, на которых все эти возможности окажутся задействованы, – пока непонятно. Как и то, будет ли пользоваться спросом кафе в нижнем атриуме, куда теперь могут зайти люди с улицы, не покупая билет.

Зато про нынешнюю выставку можно с уверенностью сказать, что она идеально вписалась в пространство. И поэтому пропустить ее нельзя: вкупе с обновленными интерьерами здания, она формирует зрелище редкого для Петербурга качества. Пожалуй, со времен «Манифесты» у нас не было столь интересных коллективных выставок, где каждый экспонат предлагает пищу для ума. По этой Вселенной, где каждый художник – отдельная планета, хочется путешествовать, полностью погружаясь в предложенную кураторами атмосферу (притом весьма комфортную). Именно этим ощущением хороша Венецианская биеннале. И этого почти не встретишь в Петербурге: в среднем на качественных выставках современного искусства в Петербурге бывают представлены два, три, максимум, четыре художника. На нынешней выставке в Манеже можно увидеть работы порядка четырех десятков авторов. Кроме того, ко многим произведениям сделаны подробные аннотации. У других их еще нет, но до открытия у организаторов есть время это исправить. Во всяком случае, у Семена Михайловского – ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, куратора выставки и комиссара российского павильона на Венецианской биеннале есть желание сделать современное искусство понятным для зрителя.

«Современное искусство нуждается в комментариях и объяснениях, – говорит он. – У меня был первый опыт московской биеннале, когда не было никаких экспликаций, никто не мог ничего объяснить. И получалось, что мы такие эстеты с высоко задранными головами, и только мы знаем, как должно быть, а кто не знает – тот вообще зря пришел. Сейчас нам, наоборот, хотелось объяснить каждую работу и то, почему она здесь появилась».

...Вот, например, барельеф «Дары богов» группы Recycle – созданные из сетки призрачные фигуры людей с тележками из супермаркетов и коробками. Эта выполненная в белом цвете работа, которая была представлена в одном из венецианских соборов, перекликается с классическими сюжетами живописи и вызывает целый поток ассоциаций. Тут же, в передней части «Манежа», – мотоциклист Сергея Шеховцова, словно разбивающий кирпичную кладку стены и врывающийся в «Манеж»: брутальность сюжета контрастирует с мягкостью материала – он изготовлен из поролона. Инсталляция Сергея Шутова – с объектами, напоминающими молящихся на коленях людей под черными покрывалами, пугает и выводит из транса восприятия искусства: дело в том, что объекты – подвижные и помещены в слабоосвещенную часть пространства, так что грань между условностью и реальностью практически исчезает.

Неподалеку от входа стоит модель «Башни третьего интернационала» Владимира Татлина, сквозь которую проглядывает «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, – работа Юрия Аввакумова. А под самой крышей «Манежа» – космонавт с надписью «СССР» на шлеме. Здесь они кажутся символами былых надежд, которым ныне место только в музее. Хочется верить, что мечта создать в «Манеже» пространство для топовых мировых выставок современного искусства не пополнит раньше времени эту коллекцию утопий.

«Все так хорошо, что делается страшно», – повторяет Семен Михайловский. На днях он получил еще одно назначение – председателя Попечительского совета «Манежа». Вместе с ним в совет вошли директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Русского музея Владимир Гусев, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин и директор московского Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

«Потом в совет войдут представители бизнеса, но нам очень важно, чтобы те люди, которых я упомянул, присутствовали в «Манеже» изначально, с первого дня», – подчеркнул Михайловский. По созданной теперь модели управления Центральным выставочным залом именно Попечительский совет будет определять художественную политику учреждения и утверждать выставочные планы. На вопрос, почему было решено сделать именно так, Михайловский отвечает прямо: «Во-первых, чтобы «Манеж» не ушел в чистую коммерцию. А во-вторых – для защиты. У меня есть определенное беспокойство, что так хорошо до конца быть не может. В какой-то момент, когда появляются такие правильные вещи, они попадают в поле чьих-то интересов».

Опасения Семена Ильича небезосновательны: еще недавно речь шла о том, что «Манеж» станет пространством «под сдачу» для различных ярмарок. По словам архитектора Александра Кривенцова, который создал итоговый интерьер «Манежа», даже предыдущая архитектурная концепция, реализацию которой остановило новое руководство, напоминала ему торгово-развлекательный центр. Поэтому новая команда менеджеров, придя в «Манеж», ее срочно заменила на более актуальную для экспозиций современного искусства.

Между делом Михайловский и сам обмолвился, что «Манежу» придется «выживать»: учреждение культуры имеет городское подчинение, а значит, больших денег здесь по определению ждать не стоит. В то время как масштабные проекты, в которых, собственно, и видит будущее выставочного зала глава Попечительского совета, – вещь затратная. Шутка ли – собрать в Петербурге произведения десятков авторов, настолько востребованных и успешных, чтобы выставляться в павильонах в Венеции? Тем не менее, мы видим это сейчас в Петербурге. Даже притом, что речь идет не только о «тех самых» работах, представлявших Россию на знаменитой выставке всемирного искусства, но и о других произведениях тех же художников.

Среди будущих проектов «Манежа» – выставка оптического искусства «Точка зрения», экспозиция искусства Греции ХХ века, китайской живописи, ежегодная выставка гибридного искусства «Lexus Gibrid Art» и симпозиум в рамках Культурного форума, посвященный современному искусству. Михайловский видит развитие пространства в организации 3-4 выставок-блокбастеров в год – и чтобы каждая из них шла по 2-3 месяца, с параллельными программами, лекциями и конференциями. А в остальное время люди могли бы приходить на различные краткосрочные проекты. Михайловский подчеркивает, что такое решение – мировая практика: по-настоящему крупные и стоящие проекты требуют времени и массы усилий, а потому чаще их выпускать нереально.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>