Уличные театры: уроки раскрепощения

04 июня 2016, 12:51
Версия для печати Версия для печати

Эльфы сидели на перилах моста, болтая ножками; Луна в звездном плаще и Солнце – со своими свитами – брали публику в кольцо; две трехметровых розовых «кошечки» поднимали за руки ребятишек, чтобы их мамаши могли сделать забавные фото, а случайные посетители ЦПКиО пытались понять, что происходит. На Елагином открылся традиционный фестиваль уличных театров, который продлится до конца воскресенья.

Все эти картинки можно было увидеть пятничным вечером при сходе со 2-го из Елагиных мостов на одноименный остров. Фестиваль уличных театров «Елагин парк», основная программа которого пройдет в выходные 4 и 5 июня, открывался большим променадом с участием всех коллективов, которые должны выступить на его сценах в этом году. Разделились на две группы: одна собиралась на одном конце острова, другая – на другом. Затем обе группы должны были одновременно отправиться навстречу друг другу.

Участников было много, неразберихи и суматохи тоже. «Начинаем через пять минут!» – аккуратно произнес по-русски синьор из испанского театра Wandering Orquestra, улыбаясь публике. Однако поняли это не все. Пока радуга на ходулях обнималась со знакомыми арлекинами в клеточку, а человек-телефон коммуницировал с человеком-клавиатурой (театр «Беспредел»), барабанщицы, помахивая мини, отправились вперед. Эльфам из французского коллектива FAÏ об отходе колонны сказали в последний момент, и, пока те вставали на ходули и заряжали свою боевую песню в динамиках, шествие ушло далеко вперед. Но разве могут любимцы публики, совершающие на ходу умопомрачительные акробатические номера, остаться незамеченными?! Публика предпочла отстать вместе с ними.

В самой колонне тем временем тоже не скучали: группу зрителей, мирно беседовавших с трехметровыми джентльменами в цилиндрах из творческой группы Prana, втихаря обмотал длинной красной нитью чудаковатый юноша в лётных очках, представлявший бельгийцев MéliMélo & Compagnie. Самопроизвольно отматываться строго запретил, попытался причесать щеткой для одежды, но при первых признаках возражения все «счесанные» пылинки «возложил» обратно.

А тут и долгожданная встреча случилась: из-за кустов по дорожке вырулила «мамаша» с гигантской коляской, двумя «сыночками»-переростками на велосипедах и «дитем» в одних подгузниках (на самом деле, лет сорока) – шумная семейка, воплощающая кошмар отдыхающих, в исполнении испанского театра Fadunito, известная всей театральной Европе. Вслед за ними подтянулись и все остальные участники парада. Белки с деревьев настороженно наблюдали за происходящим. Артисты к тому моменту уже катали коляски с детьми зрителей, устраивали гонки на скейтах с местными подростками и просто обнимали случайных прохожих. Те старательно подыгрывали: удивительно, какую терапевтическую силу имеет искусство, и как быстро оно помогает стать более доброжелательным и открытым миру!

Ведь, если задуматься: сказать «Привет!» и улыбнуться незнакомцу, обнять человека, просящему помочь в какой-то дурацкой мелочи – казалось бы, что может быть проще и в то же время труднее? Тому, на что легко способен ребенок, взрослым приходится учиться заново. «Комплексы, комплексы!» – как говорил Костик из «Покровских ворот». Но подобные фестивали, подразумевающие общение с публикой, дают почувствовать собственную замкнутость и шанс её преодолеть. Раскрепоститься здесь смогут все. Даже те, кто изначально был не настроен на общение. Искренность и энергетика артистов работают на это проверенно, профессионально. Потому и собирают уличные театры во всех странах мира такие толпы зрителей.

Поприветствовав друг друга, колонны отправились к Масляному лугу. Вот только расстояние до него было велико, а дорожки столь запутаны, что шествие растянулось, кто-то заблудился и был вынужден лезть через канавы, а ходулисты заметно устали. Поэтому артистам театра «Странствующие куклы господина Пэжо», встречавшим всех на финише, пришлось дважды объявлять фестиваль открытым – сперва после прихода основной группы участников, а затем – когда добрались опоздавшие.

С церемонией потребовалось поторапливаться, а артистов – просить разойтись по дорожкам: на той же площадке уже должно было начинаться выступление артистов самарского театра «Пластилиновый дождь».

В это же время в ангаре поодаль проходила премьера спектакля Русского инженерного театра АХЕ «Кабинет редкостей», который еще не раз можно будет увидеть в рамках фестиваля. Коллектив под предводительством художников Максима Исаева и Павла Семченко предложил свою версию мифа о сотворении мира (и не одну), в которой нашлось место не только воде, огню, но и жидкому азоту. А еще – геометрии, физике и… анекдотам. В процессе рождения мира появлялись причудливые артефакты, которые незамедлительно закатывались артистами в семь трехлитровых банок.

Пытаться разгадать символизм всех действий артистов театра – дело практически невыполнимое. Но этот смысл очевидно есть – Максим и Паша – известные интеллектуалы. Поэтому за их сценическим ритуалами зрители всех стран, где бы АХЕ ни выступали (а этот коллектив – один из тех, кто стабильно обеспечивает России мировую репутацию продвинутой театральной страны) наблюдают, как завороженные. И зрители фестиваля уличных театров «Елагин парк» – как в зале, так и за окнами ангара – не стали исключением. И у петербуржцев и гостей города еще есть такой шанс.

«Фонтанка» составила список шоу, на которые стоит обратить внимание на Фестивале уличных театров:

Compagnie FAÏ (Франция)

«Faïz’heures de reves» (Франция). 4 июня: 13.30, 15.30, 18.30, 5 июня: 14.00, 18.30
Мир фэнтези полон загадочных персонажей. На какие акробатические номера, превращения и трюки они способны – увидите на шоу

Muzikanty (Польша)

«Wandering Silent Cinema». 4, 5 июня: 16.30, 18.30
В киношатре, приготовленном артистами, идут прекрасные фильмы – вот только немые. Так что озвучивать их придется самим зрителям;

«Muzikanty». 4 июня, 13.15; 5 июня, 14.00
Артисты дадут сумасшедший урок игры на музыкальных инструментах, собрав всех зрителей в один оркестр.

Wandering Orquestra (Испания)

«Wandering Orquestra». 4 июня: 16.00, 5 июня: 13.30, 18.30
Музыканты отправляются на выступление, но не знают, где оно должно пройти. А потому срочно пытаются найти площадку для своего концерта – любыми средствами.

MéliMélo & Compagnie (Бельгия)

«Iples Immobiles». 4, 5 июня: 14.00, 17.30
Как отправиться в путешествие, оставаясь на месте? Ответ прост: внутри вас есть своя Вселенная, путешествовать по которой можно с помощью собственного воображения.

• Mirror Family (Словакия)

«Mirror Family». 4 июня: 17.30, 5 июня: 14.30, 17.30
Причудливые люди-зеркала готовы показать вам мир в неожиданном отражении.

• Странствующие куклы господина Пэжо (Россия)

«Последний Бастион». 4 июня: 20.00
Спектакль-провокация, в котором артисты играют в войну со зрителями, паля по ним из катапульты и намекая на то, что бороться лучше не друг с другом – а со своими внутренними проблемами.

«Месяцы». 5 июня: 20.00
Месяцы спускаются с небес на землю, чтобы собрать упавшие звезды, полюбоваться городом и уложить зрителей спать.

• Русский инженерный театр АХЕ (Россия)

«Кабинет редкостей». 4 июня: 15.00, 19.00. 5 июня: 15.00
Спектакль для взрослых. Артисты переосмысливают миф о создании мира, превращая этот процесс в завораживающее и загадочное действо.

• Teatro Pavana (Голландия)

«Struzzi». 4 июня: 17.45, 5 июня: 15.00
Страус находит огромное яйцо, но кто же из него появится? 5 июня, 15.00

«Giraffes». 4 июня: 15.00, 5 июня: 18.00
Дрессировщик пытается укротить жирафов, но те никак не хотят слушаться –впрочем, публику они готовы удивить по-своему.

• Antagon theaterAKTion (Германия)

«Ginkgo». 4 июня: 21.00; 5 июня: 20.00
После ядерной катастрофы в Хиросиме природа пытается вернуть жизнь в эти места. Дерево Гинкго казалось мертвым, но внезапно оно расцветает.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>