Доктор классика: Анна Нетребко и другие звезды спели на Дворцовой

Те, кто, взглянув на хмурое небо, приняли решение не идти на общедоступный концерт «Классика на Дворцовой» в День города, прогадали. Даже тогда, когда Юсиф Эйвазов под потемневшими тучами «на разрыв» пел знаменитую арию Каварадосси, дождь не хлынул – лишив критиков шанса написать, что «само небо растрогалось от такого исполнения».

А жаль, что этого нельзя написать – исполнение было действительно более чем достойным. Да и вообще концерт «Классика на Дворцовой», ставший центральным событием празднования Дня города, был по-праздничному полон жизнелюбия и веселья. Серьезными оставались только губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и спикер Законодательного собрания города Вячеслав Макаров, вышедшие перед началом на сцену поздравить горожан. Председатель ЗАКСа даже успел вывести в своей речи, обмолвиться, ни много ни мало, о «защите национальных интересов», чем, было, озадачил публику, пришедшую на оперный концерт. Но завершил все-таки фразой об «особой энергетике» города, чем восстановил смысловое равновесие на культурном мероприятии.

На сцене, оформленной под широкую парадную лестницу с ажурными решетками и канделябрами, а также с роскошной люстрой из 2500 хрустальных подвесок, выступали звезды мировой оперы, конкретнее – та их часть, которая имеет российское происхождение. Под аккомпанемент оркестра Михайловского театра, управляемого маэстро Михаилом Татарниковым.

Публика шла в первую очередь на Анну Нетребко, которая стала настолько редкой гостьей в Петербурге и настолько дорогой (во всех смыслах), что этот концерт на Дворцовой площади для большинства горожан стал единственным шансом ее услышать. Организаторы концерта рассказывают, что во время дневной репетиции, некоторые горожане, специально пришедшие на площадь, чтобы увидеть свою любимицу, натурально плакали. Анне же досталось большинство аплодисментов – начиная с ее первого выхода в арии Недды из оперы «Паяцы», где она появилась в платье на одно плечо цвета голубой металлик. Пела Анна Нетребко много, надо отдать ей должное – и дуэты с мужем Юсифом Эйвазовым: фрагмент оперетты «Страна улыбок» Легара и неаполитанскую песню, и выходную арию Сильвы из оперетты Кальмана, и терцет из той же «Сильвы», который все участники концерта, взяв друг друга под руки, завершили канканом.

Впрочем, удачно в концерте выступили все. Очаровательной Ольге Перетятько, покорившей родной Петербург уже после успеха на крупнейших мировых площадках, лучше всего удались куплеты Олимпии из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». Кукла у нее получилась «не ходульной», а исполнение – цельным, что бывает не так часто. Солистка Мариинского театра Оксана Шилова словно пробудила публику, привыкшую за первую половину концерта к иноязычному репертуару, всем знакомой песенкой Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» – «Я танцевать хочу…», спетой на русском. Казалось, ей и правда, хочется «петь всю ночь»: горожане на площади даже взялись ей подвевать.

Одним из новых имен, за успехами которых хочется следить, по признанию петербургских слушателей, стало имя солиста московской «Новой оперы» тенора Георгия Васильева. Завоевывать сердца публики он начал с арии Оронте из оперы Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе». И первый же поход стал для молодого и привлекательного тенора победным. Впечатление это только укрепило его участие в квартете из «Сильвы» и «Утренняя серенада» Леонкавалло.

Ну и вне конкуренции по красоте тембра, обаянию и мудрости фразировок был солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков, сумевший быть органичным и в заезженных куплетах Эскамильо, и в арии Дон Жуана «с шампанским» (где артисты театра «Странствующие куклы господина Пежо» вывезли на сцену многометровый «скелет» бутылки, из которой после «откупоривания» реально пошел белый дымок). И даже в традиционной финальной песне «Город над вольной Невой» Соловьева-Седого, которую все участники концерта исполнили хором, вместе с петербуржцами.

Ильдар же оказался и самым киногеничным: к сожалению, на огромных экранах, установленных по всей площади, оператор показывал солистов во время пения исключительно крупным планом, обрезая местами даже движения рук, – что не помешало Абдразакову выглядеть чарующе обаятельным. Чего в ряде случаев не скажешь о его партнершах по сцене – все-таки сценический макияж лучше воспринимать с расстояния, да и заглядывать певцу в рот в буквальном смысле – не лучшее решение. Впрочем, от операторской работы «досталось» и балетным актерам, чьи ноги полностью попадали в кадр только в те моменты, когда танцовщики находились в прыжках. В этом смысле жаль, что далеко стоявшие зрители не смогли в полной мере оценить выступление удивительно нежной и легкой пары танцовщиков, работающих в Берлине, – Яны Саленко и Дину Тамазлакару (они выступали в «Венецианском карнавале» из балета «Сатанилла»). Но это был единственный недочет концерта. Ко всему остальному – от звука, заполнившего площадь, до программы – не придерешься.

Сценическое действо проходило в виде бала, на котором танцы в исполнении артистов Мариинского тетара, Театра балета имени Леонида Якобсона и Театра балета Константина Тачкина выступали то параллельно, то поочередно с оперными певцами. В разноцветных лучах прожекторов, на фоне решетки Зимнего дворца с алеющими в сценических лучах двуглавыми орлами, шоу оставило ощущение роскошного праздника. Венцом ему был салют из серебряной мишуры – и, судя по реакции зрителей, они ему рады были не меньше, чем настоящему фейерверку, который в этом году не был запланирован.

Хотя на Дворцовой было весьма прохладно, мало кто уходил со своих мест не дослушав концерт. Позже это привело к затору на Невском, но водители относились с пониманием, интуитивно, на правах знатоков городской атмосферы чувствую в том числе и успокоительную, терапевтическую роль подобных акций: «Ну как Нетребко, напелась?» – спрашивали они, и, получив утвердительный ответ, выдыхали: «Значит, все в порядке».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>