Братва, не стреляйте друг в друга

В прокате — «Первый мститель: Противостояние», еще один фильм о банде супергероев. Теперь они — а именно, Капитан Америка и Железный человек – за неимением лучшего соперника, схлестнулись между собой.

Сюжет спокойно укладывается в одну строку: супергерои мочат друг друга. А все потому, что их подвиги неизменно приносят человеческие жертвы, мировое правительство недовольно и требует признать их оружием под контролем ООН, крепко урезав в правах. В итоге, супермены делятся на лагерь тех, кто послушен закону человеческому, и тех, для кого есть только один, высший закон – чувство справедливости. А тут еще появляется немецкий злодей, который хочет развязать кровавую баню при помощи других, до сих пор засекреченных супергероев. 

Признайтесь — вас все эти люди-муравьи, Наташи Романофф, обаятельные скотины Тони Старки и иже с ними достали. С тех пор, как они стали появляться на киноэкранах исключительно всей толпой и не реже нескольких раз в год, сага Marvell превратилась в сплошное «дыхание Чейна-Стокса». Постоянное напоминание: мы тут, фантазия, пусть не самая богатая, не угасла, идеи, хоть и не слишком оргинальные, но генерируются. Герои не умерли, хотя и стали заметно однообразнее, чем прежде. В жизни всегда есть место подвигу, так как злодеев тоже меньше не становится. А значит, эта музыка будет вечной. Тони Старк будет летать, даже когда от одного вида красного костюма Роберта Дауни будет тошнить, а Скарлетт Йоханссон до пенсии будет перемежать свои выдающиеся актерские работы эффектным размахиванием ногами в образе Наташи.

«Противостояние» – прямо-таки готовая иллюстарция для главы социокультурного исследования на тему: «Вещь, которая пережила себя».

Всё — от костюмов и фраз до сюжетных ходов — в «Противостоянии» формально, для галочки. Добрая американская традиция приглашать на роли злодеев немцев имеется — ставим птицу: вот только Даниэль Брюль, тарантиновский солдат-герой из «Бесславных ублюдков», в кадре попросту скучает, ни ему, ни его мощной харизме здесь абсолютно нечего делать — Брюль лишь пару раз бросает в диафрагму томный взгляд. Не менее вечный рецепт — давать британским актерам шанс показать себя в Голливуде — оборачивается полукомической ролью Мартина Фримена (Хоббита и Ватсона из «Шерлока»). Естественно, ему достается зануда из МИ-6 с парой фраз на весь фильм. Стоило ли ради такой ерунды беспокоить серьезного человека?

Даже вроде бы вечные ценности здесь отдают формалином. Сюжет о долге и чувстве — штука не просто благородная, но философская. Ей посвящены тома серьезных текстов, оставленных гениями человеческой мысли. Но в «Противостоянии» и этот конфликт выглядит до неприличия плоским. Тоже — для галочки, сугубо в рамках исполнения обязательной программы. Тут, конечно, можно было бы вспомнить, что Капитан Америка возник в 1941 году как сугубо патриотический герой, что поначалу он сражался с фашистской коалицией, а вторая волна его популярности связана с борьбой с нацистами, нео-нацистами, террористами и так далее. Вспомнить можно, но смысла нет. Ибо новые «мстители» никого уже не рассмешат и не напугают остросовременными аллюзиями. В них не нужно искать завуалированных высказывания про Сирию, терроризм, Северную Корею. Тони Старк, конечно, действует на стороне закона, а Америка – на стороне высшей справедливости, но это тоже исключительно формальный ход. Даже странно видеть такую ленивость в фильме, режиссерами которого значатся вполне бодрые комедиографы братья Руссо — у нас наверняка их помнят по славной ленте «Добро пожаловать в Коллинвуд». Последнее, чего от них можно было бы ожидать — утверждение разумного, доброго, вечного в самом банальном их изводе.

Так что, по большому счету, если что и утверждается в ленте «Первый мститель: Противостояние» — то только изжитость темы и героев. Каждый драматургический ход выглядит вынужденным. Арфы нет — возьмите бубен. Ассоциация киноактеров оскорблена тем, что маловато снимают цветных звезд экрана? Давайте замостим ими все пространство кадра, не жалко. Шутки, говорите, устарели? О`кей, можем вообще не шутить. Ну, почти. Не с кем бороться? Будем месить друг друга. Причем без конца. В «Противостоянии» супергероев становится еще больше — к ним в какой-то момент присоединяются и Человек-Муравей, и Человек-Паук, разве что Анискина с Фантомасом и Астерикса с Обеликсом не позвали на вечеринку. Если учесть, что героев так много — они легко могут еще лет десять между собой решать проблемы чувства и долга, красоты и естественности, правды и силы: мало ли на свете канонических конфликтов, особенно если не углубляться в философию, а скакать по поверхности. Если цель — подавать признаки жизни, то она достигается элементарно. Невелика задача.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»  

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>