Восемь ног счастья: итоги фестиваля Dance Оpen

26 апреля 2016, 17:32
Версия для печати Версия для печати

XV фестиваль балета Dance Оpen, полторы недели гремевший в Петербурге, закончился. После гастролей Венского и Дрезденского балета, после визита пермяков и масштабного «Пера Гюнта» словенского балета из Марибора, грянул праздничный Гала-концерт – а после него в Этнографическом музее раздали «хрустальные ноги», традиционную премию Dance Оpen.

Эта церемония – награждение участвовавших в финальном гала артистов хрустальными копиями ножки Анны Павловой – давно стала важным обычаем фестиваля. В прошлом году ее не было – фестиваль живет так же, как и вся страна, и проблемы с бюджетом коснулись и его – и какой-то тихой ноты не хватило на фесте. Не то чтобы это был обыкновенный конкурс. Театральные завсегдатаи знают, какие страсти бушуют на балетных соревнованиях юнцов, ведь там высокие призы – обещание карьеры, получение желанного контракта, и на товарищей-конкурентов молодые артисты смотрят порой весьма злобными глазами. Здесь – все не так: все участники – звезды; карьеры в значительной степени уже состоялись. И призы (они достаются не всем участникам финального концерта, но лишь восьмерым из них) – чрезвычайно приятная вещь, за которую никто убивать никого не будет. Поэтому на сцену артисты всегда выходят с радостью – а в кулисах, когда кто-то танцует на сцене, можно заметить уже отработавших танцовщиков и балерин, с дружеским интересом, с неподдельным энтузиазмом наблюдающих за выступлением коллег и радующихся их успеху.

Жюри, распределяющее хрустальные ноги, в этом году возглавил человек-легенда – Ханс ван Манен. 83-летний хореограф, бодро путешествующий по миру, интересующийся современным искусством без малейшей интонации «а вот в наше время» и продолжающий ежегодно выпускать по спектаклю в Национальном балете Нидерландов. Его стиль – неоклассика, его темперамент виден лишь в кульминационные моменты спектаклей, и главная его черта – любопытство к жизни и к людям. То есть – идеальный председатель жюри: искусство ни к кому не ревнующий и с интересом разглядывающий даже самые далекие от его пристрастий вещи. Кроме него, в высокой коллегии – руководители российских и зарубежных балетных трупп, от пермского худрука Алексея Мирошниченко и Бориса Эйфмана до Кристиана Шпука из Цюрихского балета и Эдварда Клюга, возглавляющего балет Марибора.

Гран при Dance Оpen жюри присудило Ольге Смирновой и Семену Чудину из Большого театра – они показали на Гала фрагмент из балета Пьера Лакотта «Марко Спада».

Лакотт впервые поставил балет Обера тридцать с лишним лет назад в Римской опере для Рудольфа Нуреева; хореограф прекрасно понимал, что нравится танцевать нашему мятежному гению, и сделал героя Нуреева единственным центром спектакля. Мрачный вид (Марко Спада разбойник), сверкающие глаза, большие жесты – все стягивало внимание зрительного зала к танцовщику, хотя главную женскую роль исполняла замечательная балерина (и жена Лакотта) Гилен Тесмар. Заново сочиняя «Марко Спаду» в 2013 году, Лакотт изменил расклад сил: джентльмены теперь важны, но дамы все-таки важнее. И в дуэте, что привезли в Петербург Ольга Смирнова и Семен Чудин, транслируется это сегодняшнее убеждение Лакотта: балет – для балерин. Чудин может порхать по сцене совершенно безупречно (этот учившийся в Новосибирске, служивший в Сеуле и в Цюрихе артист – один из самых точных танцовщиков Большого), но его партия все же – служение, аккомпанемент балерине. Смирнова (выпускница Академии российского балета 2011 года выбрала карьеру в Большом и не прогадала – там она уже стала балериной, стоит на верху карьерной лестницы) демонстрирует царственную выправку и царственную же снисходительность. Вместе – имперский балет счастливых времен империи.

«Ноги» за лучший дуэт получили солисты Штутгартского балета Алисия Аматриан и Джейсон Райли. Штутгартский театр – один из самых близких нам «по крови»: в этом городе многие годы работал знаменитый учитель, «изготовитель принцев» Петр Пестов (чьими учениками еще в России были Владимир Малахов и Николай Цискаридзе), в этом театре любят степенные истории и внятные драмбалеты. И «Punk love», что поставил на музыку Стефана Боэма Эрик Готье, парадоксальным образом несет на себе отпечаток устойчивости этого балетного мира. То есть да, конечно – герои Готье похожи на маргиналов, но посреди тычков и движений достаточно грубых работает совершенно классическая лексика, и премьерам Штутгартского балета (где танцевал и сам Готье до того, как основать собственную компанию) не составляет труда ее воспроизвести. И, конечно, артисты действительно понимают друг друга с полувзгляда и с полужеста: дуэт образцового качества.

Титула «Мисс выразительность» была удостоена Анна Цыганкова – одна из лучших российских балерин, работающих за рубежом. Прима Национального балета Нидерландов училась в новосибирском училище, танцевала в Большом и в Вене, но по-настоящему нашла себя именно в амстердамской труппе. На Dance Оpen она с Артуром Шестериковым исполнила дуэт из только что поставленного Тедом Брандсеном в столице Нидерландов балета «Мата Хари» – и история знаменитой шпионки стала историей непонятой любви. В пластике Цыганковой отражалась легенда Мата Хари – со всей ее декоративностью, сентиментальностью и правдой чувств. При этом «Мистером выразительность» стал также артист, работающий в Голландии – Реми Вортмайер в кратком кусочке из балета Ханса ван Манена «Пять танго» всего-то прокрутил на сцене упругую диагональ вращений да пару раз качнул бедрами – и образ аргентинской таверны, куда мужчины приходят искать встреч и развлечений, мгновенно возник на сцене.

«Мисс виртуозность» стала Яна Саленко – выпускница донецкой школы, уже десять лет как прима в Берлинском государственном балете. Школа Вадима Писарева – решительного виртуоза – давала всем своим ученикам способность сотворять любые трюки, не слишком заботясь о галантности манер. Саленко и от природы было дано чувство стиля, и европейский опыт помог: в па де де из «Венецианского карнавала», исполненном ею с Дину Тамазлакару, энергия трюка была заключена в строгие благородные рамки. Мистером же виртуозность был назван премьер английского Королевского балета Мэтью Голдинг – должно быть, в том числе, за ту отвагу, с которой он кинулся в освоение отечественной хореографии: англичанин поучаствовал в сцене Вальпургиевой ночи, что семьдесят с лишним лет назад была поставлена Леонидом Лавровским. Его Вакх был монументален, слегка ошарашен происходящим вокруг буйством рогатых и остроухих джентльменов (в славную нечисть превратились артисты Театра балета имени Якобсона), но решительно поднимал вверх свою Вакханку (Оксану Скорик) и нес ее на одной руке бестрепетно, как знамя. На церемонии вручения призов Голдинг в восторге схватил и воздвиг в поддержке знаменитого тренера по фигурному катанию Тамару Москвину; за это зал, кажется, был готов вручить ему еще один приз.

Но кроме призов, что присуждает жюри, у Dance Оpen всегда есть еще одна хрустальная ножка – для артиста, что наиболее понравился на гала зрителям, приз публики. (После концерта публика сдает ранее выданные анкеты с отмеченным главным любимцем). Самый громкий успех в этот вечер имели два артиста: Осиэль Гунео (кубинец, ставший премьером Норвежского национального балета, станцевал вместе с солисткой Большого театра Кристиной Кретовой па де де из «Дон Кихота», и не только лихо трюкачил, но и любовался собой, в финале каждой вариации вытягиваясь как большой кот и чуть не мурлыкая) и Мануэль Легри.

Легри, ныне руководитель Венского балета, 23 года подряд был одной из самых ярких звезд Парижской оперы. Шесть лет назад, после того как по строгим законам Оперы он должен был покинуть родной театр (французские законы безжалостны и вовсе не интересуются тем, в какой форме артист; Легри – в блестящей) он принял руководство Венским балетом. Сейчас Легри 51, он оставил сцену – но именно на один вечер Dance Оpen вернулся. Вернулся фрачником в «Летучей мыши» (в хореографии Ролана Пети) и явил собой прямое воплощение венских вальсов: их шуточек, их беззаботности, их вечного обаяния. Героиня в дезабилье страдает, что муж куда-то подевался (отличная работа Марии Яковлевой) – прилетает веселый демон с цветком в петлице и утаскивает ее на бал. Можно предположить, что это в некоторой степени и история Венского балета и Легри: он вытащил прекрасную труппу из полузабвения и увлек ее в мир больших танцев. Но вряд ли зал аплодировал ему за хорошую работу на начальственном посту: публика приветствовала большого артиста.

Перед гала-концертом заместитель министра культуры Александр Журавский пообещал, что Минкульт и впредь будет поддерживать фестиваль Dance Оpen. Доброе дело ему несомненно зачтется.

Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Статьи

>