Актеры БДТ: «У нас в театре – воздух свободы и творчества»

07 апреля 2016, 17:35
Версия для печати Версия для печати

Обсуждать появившуюся в прессе информацию о возможных претендентах на должность худрука БДТ им. Г.А.Товстоногова — один другого абсурднее — вовсе не следовало бы. Кабы в распоряжении редакции ни оказалось письмо артистов Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова председателю правительства Дмитрию Медведеву, которое подписали 62 из 66 артистов труппы. «Фонтанка» заинтересовалась, зачем артистам понадобилось писать это письмо.

Письма против начальников — ситуация в сфере отечественной культуры расхожая. Но представители творческого коллектива одного из главных и значительных на данный момент театров страны написали письмо «за» – точнее, с просьбой продлить на следующие три года договор с действующим художественным руководителем БДТ Андреем Могучим (его договор истекает 14 апреля 2016 года). Более того, в письме Медведеву упоминается о письме президенту, копия которого была также отправлена премьеру.

Тут надо сказать, что труппа БДТ – притом, что это объективно один из самых сильных творческих коллективов страны и, возможно, именно по этой причине – на протяжении всего посттовстоноговского периода с режиссерами-пришельцами вступала в контакт непросто. Кирилл Лавров, принявший осиротевший БДТ по просьбе своих коллег, став первым среди равных, несколько раз за 18 лет своего правления пытался сложить со своих плеч нелегкое бремя, найти худрука или хотя бы главного режиссера, поэтому к каждому представителю этой профессии, приглашенному на постановку, в труппе присматривались с пристрастием. Время от времени в прессу просачивалась информация о бурных протестах артистов против методов работы того или иного режиссера — помимо не очень известных широкой театральной общественности имен, как, например, имя Владимира Воронцова, в качестве не принятых труппой БДТ постановщиков фигурировали и признанные в стране профессионалы Адольф Шапиро, Григорий Дитятковский. И тут бессмысленно искать виноватых: в театре, как в любви, должна совпасть группа крови, как говорил один из классиков российской режиссуры Игорь Петрович Владимиров. В этом смысле, любой уполномоченный чиновник от культуры находится в крайне незавидном положении — всякий раз назначая творческого лидера в театр, он вынужден выступать в роли свахи, которой надо найти не богатого жениха, а такого, который окажется мил да люб. Тут, кроме административной логики и понимания ситуации изнутри театра требуется еще и чутье.

Решение Владимира Мединского назначить на должность худрука БДТ Андрея Могучего — режиссера сильного, яркого, оригинального, награжденного самыми престижными европейскими и российскими театральными наградами, но при этом с репутацией отважного экспериментатора-авангардиста, никогда прежде не руководившего крупными театрами, удивило некоторых представителей сообщества. И их, наверное, можно понять. «Мы знаем, что решение это было неожиданным для многих, но, как показало время, абсолютно верным. За что мы искренне благодарны Владимиру Ростиславовичу», – пишет труппа в письме непосредственному начальнику всех министров. Такое заявление артистов стало для корреспондента «Фонтанки» поводом пообщаться именно с представителями труппы, а не с какими-либо «консультантами» или «экспертами» со стороны. Потому что даже при наличии всех других положительных критериев работы театра — стабильной зарплаты сотрудников, полных залов, внебюджетных вливаний, о которых худрук БДТ с блеском отчитался на недавней коллегии минкульта (с недавнего времени заседания коллегий минкульта доступны в он-лайн режиме, что для министерства — решение весьма смелое, поскольку спикеры работу учреждения не только хвалят) — если альянс между труппой и худруком отсутствует, это обстоятельство требует серьезных кадровых решений.

На вопрос автора этих строк о том, зачем актерам понадобилось писать письма первым лицам, народная артистка России Ируте Венгалите, чья подпись стоит под письмом Дмитрию Медведеву сразу за подписью народной артистки СССР Алисы Фрейндлих, ответила: «Нас всех встревожило то, что во время гастролей БДТ в Москве, где театр показал в рамках «Золотой маски» три спектакля, номинированные на высшую национальную премию страны в 15 номинациях, Андрею Анатольевичу Могучему не было предложено продлить контракт. Это был явный триумф нашего театра. В Москву поехал не только спектакль самого Могучего, но и два спектакля приглашенных им в БДТ режиссеров — и спектакли, по свидетельству наших коллег, были встречены бурными овациями. Но Андрей Анатольевич, вернувшись из Москвы, не сказал нам ничего конкретного. Мы просто хотели быть уверены в нашей дальнейшей судьбе — и решили написать письмо сразу «царю-батюшке» по старой русской традиции. Тем более, что президент наш театр прекрасно знает и любит, не раз в нем бывал и помогал нам в решении многих проблем».

«У нас сейчас в театре — воздух надежды, свободы, творчества, – произнесла Ируте Викторовна, дабы объяснить, что именно обрели артисты с приходом в театр Андрея Могучего и что так боятся потерять. – Вы бы видели, как он гениально репетирует! У нас на репетициях — предельно доверительная атмосфера, время пролетает незаметно. Мы истосковались по этому состоянию». Тут, как говорится, комментарии излишни.

- Письмо мы написали очень спокойное, – уточнил заслуженный артист России Анатолий Петров, – без истерик. Мы не собирались скандалить. Наоборот. Мы в письме доводим до сведения первых лиц, что поддерживаем решение министра, принятое три года назад. «Молодец, министр, – говорим мы. – Давайте продолжать».

По словам актеров, письмо президенту писали всем миром, собравшись в той самой знаменитой гримерке, где на потолке сохранились автографы знаменитостей, побывавших в разные годы в БДТ. Просто накидывали фразы — каждый мог сказать, что он думает о нынешней ситуации в БДТ. «Труппа ощущает себя единым целым», «в театре стало бывать много молодежи», «в коллективе царит атмосфера доброжелательности, способствующая созидательному творчеству», «театр всегда полон, и около входа спрашивают лишний билетик». «Возможно получилось и наивно, и сумбурно, но вот такие мы, какие есть. Наивные. Зато всё, что написано, написано честно, от души», – сказала мне Ируте Венгалите, позвонив уже ночью и уточнив, что всё, что она говорила, сказано от лица и Алисы Бруновны Фрейндлих, и Георгия Антоновича Штиля, и молодых артистов, с которыми она только что отыграла спектакль «Алиса». И добавила, что отдельный и очень важный критерий продуктивной работы Андрея Могучего для всех артистов старшего поколения — молодежь, которая появилась в БДТ: «Эти дети живут в театре круглосуточно, готовы репетировать, не переставая, участвовать не только в спектаклях, но и в лабораториях. Для нас они стали родными. И это тоже очень важно, чтобы они работали именно с тем худруком, который их выбрал и привел».

В подтверждение слов артистки можно привести еще одну цифру: 9 номинаций БДТ на молодежную петербургскую театральную премию «Прорыв» по итогам прошлого сезона. Это плюс к другим впечатляющим итогам: за период с 29 марта 2013 года, когда труппе Владимиром Мединским был представлен новый худрук, посещаемость в БДТ увеличилась вдвое и достигла 99 процентов в минувшем феврале; доходы выросли втрое, зарплаты сотрудникам (не только, заметьте, артистам) — с 44,4 до 60 тысяч рублей (в среднем).

И все же все эти цифры, убежден автор этих строк, не перевесят по значимости цифры 62 голоса представителей творческого коллектива — при численности труппы 66 человек — под письмом президенту в поддержку Могучего. Потому что творческий процесс — дело гораздо более интимное, чем секс, тут приходится обнажаться душевно.

На этом можно было и закончить. Но поскольку мне за два дня пришлось дать по меньшей мере десяток комметариев разным изданиям по поводу просочившейся в прессу информации о новых возможных худруках БДТ, скажу и об этой ситуации тоже. Когда некое издание публикует информацию, ссылаясь на источник в минкульте, который сливает сведения прямо из кабинетов замминистров, – компрометирует это, прежде всего, само ведомство. Абсурдные фамилии возможных худруков — тоже. По поводу кандидатуры Сергея Безрукова в театральных кругах немедленно родилась весьма остроумная шутка в виде вопроса, не явится ли он в БДТ в портретном гриме Товстоногова? Ибо никакая иная логика не позволяет соотнести его персону и петербургскмй БДТ. Что же касается Рудольфа Фурманова, то напомню, что когда я три года назад написала на Фонтанке.ру о слухах, где он фигурирует в качестве одного из претендентов на пост творческого лидер БДТ, глава Русской антрепризы имени Андрея Миронова подал на меня заявление в милицию за клевету, ибо, по его словам, никогда и ни при каких обстоятельствах он не хотел и не смог бы руководить ни одним из государственных театров. С тех пор мы снова стали здороваться. И Рудольф Давыдович следующим образом прокомментировал ситуацию со сливом в желтую прессу информации, якобы из минкульта: «Я думаю, этот скандал – в пользу Могучего! Зато всё будет, наконец, решено. Хватит врать! Дайте человеку спокойно работать».

Хотела еще написать, что, возможно, министру культуры стоило бы для принятия верного решения посетить БДТ, пообщаться с труппой, из первых уст, а не из писем и не из слухов узнать, как идут дела у назначенного им три года назад Андрея Могучего, но именно в этот момент на сайте Министерства культуры появилась информация о том, что Владимир Мединский в пятницу 8 апреля посетит БДТ и встретится с артистами театра.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>