Исполнитель роли Довлатова ради картины Германа учит русский язык

На петербургских улицах продолжаются съемки картины «Довлатов». Минувшей ночью режиссер Алексей Герман погрузил ночной центр города в полумрак, свойственный Ленинграду 1970-х годов. Ради достоверности кадра погасла художественная подсветка на Английской, Адмиралтейской набережной и Благовещенском мосту, осталось только уличное освещение. Эти панорамы запечатлели в кадре с Васильевского острова – съемочная группа расположилась на спуске к Неве возле Горного института. Ради этого на несколько минут было перекрыто автомобильное движение на набережных и мосту.

Предоставлено съемочной группой
Художник картины Елена Окопная восстанавливает картину в соответствии с исторической хроникой: на спуске восстановили черно-белый барьерчик у воды, разложили лодки, разбросали снег. Посреди темного спуска разместился роскошный белый «Крайслер» – диковинка даже для нашего времени, что уж говорить про 1970-е! Возле режиссерской палатки, где за несколькими экранами одновременно сидит Алексей Герман, собрались члены съемочной группы.
«А вот и Довлатов идет! – кивком головы показывает продюсер картины Андрей Савельев. – Похож?» К машине смелым, но расслабленным шагом направляется молодой темноволосый мужчина в черном пальто, полы которого развеваются. Он разговаривает со своим другом, затем, кажется, ссорится с женщиной, но здесь съемки прерываются.
В картине Алексея Германа-мл. Довлатову 30 лет, – в это время он расстается со своей женой Еленой и вскоре после этого приезжает в Прибалтику. Картина снята по мотивам одной из новелл сборника «Чемодан», но при этом не является ни экранизацией произведений писателя, ни его биографией. Все происходящее, как «Фонтанка» уже не раз писала, умещается в четыре дня. В кадре они займут всего полтора часа – таков первоначальный тайминг картины. За это время перед глазами зрителя пройдут более 200 персонажей «с репликами» и 42 локации.

Предоставлено съемочной группой
Имя исполнителя главной роли создатели картины по-прежнему не разглашают. Но уже известно, что играть русского писателя доверили иностранному актеру.
«Интрига не в лице и не в актере, а в его судьбе, – поясняет Андрей Савельев. – Мы не хотим раскрывать его имя, но у него очень интересная судьба. Он может сыграть Довлатова, потому что понимает, ЧТО он играет. Если бы это был российский актер, он должен был бы создавать внутреннее состояние из того, о чем он не знает. А этот человек, несмотря на свой довольно молодой возраст, многое прошел».
Исполнитель главной роли – далеко не единственный иностранец на площадке (напомним, что жену писателя играет польская актриса). Вообще происходящее на съемках Андрей Савельев в шутку называет «Вавилоном»: одни говорят на польском, другие на сербском, третьи на финском, четвертые на русском, и каждый, в меру своих способностей, – на английском.
Исполнитель роли Довлатова, по словам Андрея Савельева, в данный момент учит русский и уже довольно сносно на нем говорит (хотя произведения своего персонажа он читал еще в переводе). Что, разумеется, не отменяет необходимости его дублировать. Кто станет «голосом» Сергея Донатовича – пока неизвестно. Впрочем, даже исполнитель главной роли официально еще не утвержден, хотя реальная семья писателя с ним уже познакомилась и его «одобрила».
Прояснилось, кого сыграют известные российские актеры: Данила Козловский – приятеля-спекулянта, Светлана Ходченкова – давнюю знакомую писателя
Что до воссоздания аутентичного освещения Ленинграда 70-х, о котором Герман-мл. изначально заявлял как об одной из принципиальных для него задач, полностью привести город в соответствие с исторической картинкой все-таки не удается – свет фонарей тогда был совсем другим. Решить задачу поможет перевод эпизодов картины в черно-белое изображение, а также обработка с помощью компьютерной графики. С эпизодом на невском спуске поступят именно так, хотя подобные вольности создатели картины допускают лишь в исключительных случаях – в основном, делают ставку на строгую достоверность. Например, долгое время пришлось искать помещение, которое могло бы «исполнить роль» легендарного кафе «Сайгон», – недавно такое было найдено, сейчас ведется его оформление.

Предоставлено съемочной группой
А уж что пришлось делать ради одной из сцен на Кировской площади! «Меняли фонари, повесили большие портреты Ленина, Маркса, Энгельса, там ездили машины с агитационными инсталляциями, – вспоминает продюсер. – Туда же приезжал старый экскурсионный автобус из Финляндии 1969 года выпуска».
Андрей Савельев сказал отдельные добрые слова в адрес петербуржцев, которые охотно идут навстречу кинематографистам: «Это очень трогательно: когда люди узнают, что речь идет о режиссере Германе и фильме «Довлатов» – как-то нам сразу помогают, поддерживают, приходят посмотреть на действие».
Например, ради съемок пришлось переделывать фасад одного из зданий: поменять вывески над магазинами, задекорировать деревянными панелями стеклопакеты, разложить на балконах различную утварь, как это всегда делали советские люди, и даже закрепить на окнах корзины, в которых в те времена хранили продукты – вместо холодильников. На все это жители с готовностью согласились.
Были на съемках и забавные случаи: например, когда кинематографисты снимали книжный развал на проспекте Обуховской обороны, прохожие, не заметив камер, стали спрашивать у актрисы за прилавком, сколько стоят книги. А та, войдя в роль, ответила: «72 копейки!»
В данный момент картина снята на четверть, при этом Довлатов все время присутствует в кадре – в фильме нет параллельно развивающихся сюжетов.
«Главное – передать настроение того времени, настроение главного героя, атмосферу, которая на него влияла, – говорит Андрей Савельев. – Он не был диссидентом, он был человеком, переживавшим личную драму: он хотел публиковаться – ему не давали, потому что он писал не то, что от него хотели видеть».
Напомним, что Сергей Довлатов в фильме Германа приходит к решению уехать в Эстонию, и в это же время Иосиф Бродский готовится к эмиграции в США.
Напомним также, что съемки картины "Довлатов" начались в Петербурге в ночь с 20 на 21 февраля, как раз со сцены встречи Довлатова и Бродского. Картина должна выйти в прокат в начале 2017 года.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.