Маразмом по холокосту: «Помнить» Атома Эгояна выходит на экраны

22 марта 2016, 11:01
Версия для печати Версия для печати

В прокат выходит лента канадского режиссера Атома Эгояна «Помнить», в которой два возрастных мягко говоря оскароносца Кристофер Пламмер и Мартин Ландау разыгрывают вечный сюжет о неотвратимости возмездия за совершенное преступление. Тема холокоста не из тех, что веселит сердце. Но создатели картины решили скрестить высокую трагедию с триллером на грани фарса. Захватывает, но не обо всем в этом фильме удобно рассказать.

Охота жертвы за преступником всегда увлекательный процесс. В фильме «Помнить» жертв две, а нацистский палач из Аушвица Руди Курландер существует аж в четырех вариантах. Бывшие узники концлагеря – один в кресле-коляске, другой слабоумный старец, несколько дней назад потерявший жену – разрабатывают план отмщения за свои погибшие семьи во время войны. Вернее, разрабатывает и финансирует только один, обездвиженный Макс Розенбаум (Мартин Ландау). На долю второго мстителя, Зэва Гутмана (Кристофер Пламмер), с регулярными провалами в памяти и старческим тремором, выпадает физическое воплощение плана. В поисках одного освенцимского блокфюрера из четырех тезок-подозреваемых старик разъезжает по США и Канаде, пока не находит того самого.

Признаться, прочитав аннотацию к фильму – «…развернуть колесо времени вспять невозможно, а стать на старости лет таким же извергом, как тот живучий нацист, – сомнительная, с точки зрения морали, перспектива» – можно приготовиться к тому, что тебе подсунут очередную стерильно-философскую лабуду про Человечность и Прощение с финальным лобзанием. Но нет, пистолет в дрожащих руках выстрелит – и не раз, кровь с мозгами разлетятся по стенкам (категория картины 18+), а перед трагической развязкой на красивой цветочной террасе будет упоительно звучать вечный Вагнер.

Взамен штампов, которые удалось миновать, создатели картины предлагают зрителю другие – в духе политкорректности и в стилистике золотого века Болливуда. Действие украсят и гомосексуальный мотив «навзрыд», и прозрение в духе «Ты мой сын – я твоя дочь – она наша бабушка», только вместо семейных родинок идентификатором выступит концлагерный номер-татуировка. В заданном трагическом контексте такие ходы трудно принять. Кто-то, может, и улыбнется, но оправдать невольную улыбку нечем. Разве что признать, что режиссер решил зайти «в лоб».

Между тем Эгоян – кинематографист, что называется, с начинкой. Завсегдатай Каннского кинофестиваля в 1997 году получил Гран-при жюри за пронзительную драму «Светлое будущее» плюс является обладателем кучи каннских спецпризов и шесть раз оспаривал Золотую пальмовую ветвь (добавим сюда номинацию на «Оскар»). Кинокритики его любят, а сам фильм «Помнить» привез с минувшего Венецианского кинофестиваля премию Vittorio Veneto и номинацию на Золотого льва.

Навскидку вспоминаются две ленты сходной тематики – «Мюнхен» и «Черная книга». Трагедия по сути одна, а режиссерские решения в названных фильмах куда убедительней. Ну так ведь и Атом Эгоян, при всех своих регалиях, пока не Спилберг и не Верховен. В его картине многое снято «жирно», а финальную сцену, отсылающую к фольклорным историям про старого еврея, который всех перехитрил, лично я смотрел со смятенными чувствами. Вроде все верно, преступника через десятилетия настигло возмездие. Но как-то расчетливо все вышло. У нас бы сказали: «Не по-людски». Впрочем, может, это именно та история, понять которую до конца может только лишь переживший.

Зато исполнители главных ролей выложились полностью. Кристоферу Пламмеру – незабываемому капитану фон Трапп из полувекового киномюзикла «Звуки музыки» – 86 лет. Мартин Ландау на год старше. Тяжесть и усталость актеров ощущается во время просмотра физически. В их глазах – не осушенные временем слезы и гамма самых разных эмоций, из которых превалирует боль. И заглушить ее не может никакая деменция.

Разумеется, такой фильм может выйти только в ограниченный прокат. При всех замечаниях пойти на него стоит. А после того, как на экране прольется первая кровь, «Помнить» смотрится и вовсе на одном дыхании.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>