
Маразмом по холокосту: «Помнить» Атома Эгояна выходит на экраны

В прокат выходит лента канадского режиссера Атома Эгояна «Помнить», в которой два возрастных мягко говоря оскароносца Кристофер Пламмер и Мартин Ландау разыгрывают вечный сюжет о неотвратимости возмездия за совершенное преступление. Тема холокоста не из тех, что веселит сердце. Но создатели картины решили скрестить высокую трагедию с триллером на грани фарса. Захватывает, но не обо всем в этом фильме удобно рассказать.
Охота жертвы за преступником всегда увлекательный процесс. В фильме «Помнить» жертв две, а нацистский палач из Аушвица Руди Курландер существует аж в четырех вариантах. Бывшие узники концлагеря – один в кресле-коляске, другой слабоумный старец, несколько дней назад потерявший жену – разрабатывают план отмщения за свои погибшие семьи во время войны. Вернее, разрабатывает и финансирует только один, обездвиженный Макс Розенбаум (Мартин Ландау). На долю второго мстителя, Зэва Гутмана (Кристофер Пламмер), с регулярными провалами в памяти и старческим тремором, выпадает физическое воплощение плана. В поисках одного освенцимского блокфюрера из четырех тезок-подозреваемых старик разъезжает по США и Канаде, пока не находит того самого.
Признаться, прочитав аннотацию к фильму – «…развернуть колесо времени вспять невозможно, а стать на старости лет таким же извергом, как тот живучий нацист, – сомнительная, с точки зрения морали, перспектива» – можно приготовиться к тому, что тебе подсунут очередную стерильно-философскую лабуду про Человечность и Прощение с финальным лобзанием. Но нет, пистолет в дрожащих руках выстрелит – и не раз, кровь с мозгами разлетятся по стенкам (категория картины 18+), а перед трагической развязкой на красивой цветочной террасе будет упоительно звучать вечный Вагнер.
Взамен штампов, которые удалось миновать, создатели картины предлагают зрителю другие – в духе политкорректности и в стилистике золотого века Болливуда. Действие украсят и гомосексуальный мотив «навзрыд», и прозрение в духе «Ты мой сын – я твоя дочь – она наша бабушка», только вместо семейных родинок идентификатором выступит концлагерный номер-татуировка. В заданном трагическом контексте такие ходы трудно принять. Кто-то, может, и улыбнется, но оправдать невольную улыбку нечем. Разве что признать, что режиссер решил зайти «в лоб».
Между тем Эгоян – кинематографист, что называется, с начинкой. Завсегдатай Каннского кинофестиваля в 1997 году получил Гран-при жюри за пронзительную драму «Светлое будущее» плюс является обладателем кучи каннских спецпризов и шесть раз оспаривал Золотую пальмовую ветвь (добавим сюда номинацию на «Оскар»). Кинокритики его любят, а сам фильм «Помнить» привез с минувшего Венецианского кинофестиваля премию Vittorio Veneto и номинацию на Золотого льва.
Навскидку вспоминаются две ленты сходной тематики – «Мюнхен» и «Черная книга». Трагедия по сути одна, а режиссерские решения в названных фильмах куда убедительней. Ну так ведь и Атом Эгоян, при всех своих регалиях, пока не Спилберг и не Верховен. В его картине многое снято «жирно», а финальную сцену, отсылающую к фольклорным историям про старого еврея, который всех перехитрил, лично я смотрел со смятенными чувствами. Вроде все верно, преступника через десятилетия настигло возмездие. Но как-то расчетливо все вышло. У нас бы сказали: «Не по-людски». Впрочем, может, это именно та история, понять которую до конца может только лишь переживший.
Зато исполнители главных ролей выложились полностью. Кристоферу Пламмеру – незабываемому капитану фон Трапп из полувекового киномюзикла «Звуки музыки» – 86 лет. Мартин Ландау на год старше. Тяжесть и усталость актеров ощущается во время просмотра физически. В их глазах – не осушенные временем слезы и гамма самых разных эмоций, из которых превалирует боль. И заглушить ее не может никакая деменция.
Разумеется, такой фильм может выйти только в ограниченный прокат. При всех замечаниях пойти на него стоит. А после того, как на экране прольется первая кровь, «Помнить» смотрится и вовсе на одном дыхании.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36