
Символ веры: в прокате — новый фильм братьев Коэнов

В прокат вышел новый братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!». По форме — отличная комедия. По содержанию — очень важное философское эссе. Давным-давно, когда кинозвезды были настоящими богами и в них по-настоящему верили, когда кино было пестрым и завораживающим, когда Голливудом заправляли воротилы экстракласса... Так вот, в те самые времена случилось страшное.
...Со съемок пропал исполнитель главной роли в фильме «Да здравствует Цезарь!», популярнейший актер Бэрд Уитлок. Его надо срочно разыскать и вернуть на площадку. Занимается этим специалист по решению любых актерских проблем, Эдди Мэнникс — реально существовавшая легенда Голливуда...
Коэны – безусловно, мастера. В их фильмографии есть работы стопроцентно удачные и относительно провальные. Есть серьезные донельзя («Старикам тут не место») и совершенно легкомысленные («Сжечь после прочтения»). Но одно свойство имеется у каждой ленты братского дуэта: за легкой, детально разработанной формой всегда скрывается серьезнейший разговор. Если искать какое-то общее для всех их лент качество — это как раз такая двойственность. Притча под видом комедии, эссе под маской гангстерского кино.
Форма «Цезаря» – действительно филигранная. И самая легкомысленная из возможных. Это сплошной оммаж кинематографу пятидесятых; едва ли не все лица современного Голливуда передают пламенный привет отцам-основателям, «золотому веку» студийного производства. И делают это азартно, ярко, броско.
Клуни в роли пропавшей звезды выдает свой фирменный бенефис — легкомысленный простофиля с мачистской внешностью. Остальные — более чем неожиданные. Ченнинг Тейтум — со своим-то фасадом красавчика — открывается как потрясающий актер мюзикла, да еще с недюжинным комическим дарованием. Вроде бы всё уже сыгравшая Тильда Суинтон выступает сразу в двух ролях — сестер-близняшек, проныр-журналисток. Рэйфу Файнсу тоже грех жаловаться — Волан-де-Мортом был, Онегиным был — но и ему находится короткий и яркий выход; в роли утонченного и нервического гея-режиссера мелодрам и мюзиклов. Скарлетт Йоханссон имеет лишь минуту-другую экранного присутствия, но успевает за это время напомнить лишний раз, что она — лучшая из ныне живущих молодых актрис, и единственная настоящая звезда женского пола на кинонебосклоне. К тому же, умеющая быть неожиданной: в «Цезаре» она играет хамоватую диву «водного кино» с прокуренным голосиной.
Эти актерские бенефисы высшей пробы фирменный коэновский оператор Роджер Дикинс подает в аутентично воссозданных, узнаваемых текниколоровских цветах. Тех, которые для каждого из нас являются маркером стиля пятидесятых. Получается веселое ностальгическое кино, такая «Оттепель», только про Штаты и действительно очень смешная.
Но, конечно, эти пестрые картинки из прошлого были бы плоскими и безжизненными, если бы Коэны не наполняли их своей фирменной иронией и — что главное — не вводили в сюжет сложнейших подтекстов. Они и превращают эту «Оттепель» в кино о вере и о том, зачем она нам нужна. Все перечисленные бенефисы — сольные выходы богов, звезд кинематографа. Но объем им придают статисты, существа второго плана. И вот то, как они проработаны — и есть верх коэновского мастерства. На третьей минуте братья выводят на экран представителей конфессий, обсуждающих сценарий нового фильма об Иисусе. Круглый стол превращается в перепалку между пламенным проповедником, бородачом-попом и флегматичным раввином. Никакого разговора не получается — сплошной курятник. Еще выразительнее выглядит банда похитителей — голливудские сценаристы-коммунисты, отстаивающие, в точности по Марксу, свои права на орудия производства и доказывающие, что они-то и есть настоящие работные лошадки, подлинный пролетариат. Эти клоуны выписывают партбилеты компартии США, диспутируют с университетскими профессорами, передают приветы советским товарищам. Показаны все они с узнаваемой коэновской горьковатой полуухмылкой. И об этих существах, таких узнаваемых и неизживаемых, обитающих и у нас, и за океаном, и в почти мифологические 50-е, и в сегодняшние десятые, только так и можно говорить. Чтобы не впасть в пафос и им не уподобиться.
Тонкая проработка характеров – «звездных» и «массовочных» – превращает «Цезаря» в очень серьезное кино о вере. О богах и о тех, кто в них верит или наоборот, стремится скинуть побыстрее с Олимпа. И надо всеми этими богами и адептами всяческих вер витает главный герой — Мэнникс, лучшая на сегодняшний день роль Джоша Бролина. На голливудском Олимпе он — Зевс, всеобщий отец, строгий и справедливый. Он трогательно заботится о богах и героях. А люди в них верят — причем, те, кто опровергает из власть, порой, верят еще сильнее, чем те, кто признает. Богам очень важно, чтобы в них верили. А людям очень нужны боги — и совершенно не важно, где они живут: на небесах или на экране.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36