Почему нужно увидеть новые формы Тони Крэгга в Эрмитаже

01 марта 2016, 18:31
Версия для печати Версия для печати

«Следующий этап культуры», – так характеризует современное искусство куратор открывающейся в Эрмитаже выставки британца Тони Крэгга. «Безумный скульптор» Крэгг один из самых ярких представителей этого этапа.

В Восточном крыле Главного штаба Государственный Эрмитаж открывает временную выставку «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки». И это, что называется, «самый тренд» в мировом современном искусстве и большой успех для проекта «Эрмитаж 20/21» и лично куратора выставки Дмитрия Озеркова, заведующего Отделом современного искусства. 

Эрмитаж с Тони Крэггом сотрудничает уже не первый год: одна из его работ, «Люк», уже выставлялась в 2012 году во дворе Зимнего дворца, кроме того, Крэгг участвовал в кураторском проекте Дмитрия Озеркова на последней Венецианской биеннале. Работа над нынешней выставкой велась пять лет.

«Мы не говорим, что это классика: это классика современного искусства, – рассказывает «Фонтанке» Дмитрий Озерков. – Этот человек родился, когда был жив Пикассо, Бэкон, Матисс, для него это свято. Их картины висят в соседнем зале. Это продолжение движения искусства после войн, революций, Карибского кризиса, после Фолклендских островов…. Историк в его работах видит исторические аллюзии, религиозный человек – сложную судьбу церковной мысли в эти годы, эмоциональный человек – тяжелые судьбы людей. Приходят самые разные мысли – но все они наши собственные. И задача художника – включить в нас этот тумблер, чтобы мы начали думать не о том, какая у нас заставка на телефоне и что надо купить молока на вечер, а о чем-то другом. И ради этого, собственно, государство и держит музеи как кладези культуры, чтобы мы не ушли в суету будней, а остались людьми. Музеи хранят культуру, а культура не стоит на месте. И современное искусство – это следующий этап культуры».



Фото: Сергей Николаев

Работы Тони Крэгга настолько необычны, что некоторые российские СМИ, изучив его наследие, окрестили его «безумным скульптором». Но автор не боится непонимания.

«Прежде всего, художник творит для себя, ради собственных ощущений, – ответил он на вопрос «Фонтанки». – И если его опыты близки кому-то еще, это хорошо. Если нет – тоже нормально: я не буду ходить вокруг зрителей, которым непонятны мои работы, или они не нравятся, и объяснять их – это не моя работа. 40, 50 лет назад пространство искусства было крайне мало. Я не знаю, сколько человек в России интересовались современным искусством, но когда я был студентом в 1960-х, в Британии было очень мало людей, вовлеченных в современное искусство. Было 6 галерей, на вернисажи приходила сотня человек. Сегодня в Лондоне 6 тысяч галерей. И в музеи – огромные очереди. Так что вне зависимости от того, объясняет ли художник свои работы или нет, – интерес уже есть, потому что искусство само по себе безумно интересно, это одна из самых удивительных вещей, в которые люди могут быть вовлечены. Об этом хорошо сказал Брехт: искусство – для коносьеров (знатоков – прим.перев.), но важно сделать круг коносьеров настолько широким, насколько это возможно. Люди уже сделали большой скачок на пути к пониманию искусства. Годы назад, люди на улицах ничего не понимали в современном искусстве, а сегодня мы можем уже говорить о том, кого они знают, что знают. Иногда меня даже удивляет глубина их знаний. И я очень надеюсь, что этот процесс продолжится и в будущем. Искусство дает миру новые формы, формы будущего. А это дело нельзя оставлять бизнесменам и политикам».



Фото: Сергей Николаев

Выставка Тони Крэгга в Главном штабе развернулась на два этажа, хотя при этом занимает только четыре зала. Экспозиция будет открыта до 15 мая. Мы собрали несколько фактов в пользу того, почему ее необходимо посетить, и постараемся объяснить, как не потеряться в мире современного искусства.

1. Британский скульптор Тони Крэгг, как и группа The Beatles, – родом из Ливерпуля, где он появился на свет в 1949 году. Рос будущий художник в семье инженера авиационного производства, и пока его земляки штурмовали мировые хит-парады, был далек от искусства, работая техником в ассоциации исследований в области резинового производства. Однако затем Крэгг подался сначала на курсы колледжа искусства и дизайна, потом в школу искусств, и, наконец, в Королевский колледж искусств – уже в 1970-х. По окончании обучения, в 1977-м, Крэгг переехал в Германию, где живет и по сей день, и даже несколько лет возглавлял Дюссельдорфскую академию художеств, где также трудились Йозеф Бойс и Маркус Люперц.

2. Первыми работами Тони Грэгга были монументальные композиции из… бытовых отходов. Но кто, как не бывший техник на производстве, мог так хорошо знать материал? В последующие годы художник искал оптимальные для интересующих его форм свойства вещества, экспериментируя с деревом, камнем, металлом, резиной, пластиком и даже кевларом – пуленепробиваемым материалом, из которого изготавливают бронежилеты.

3. Работы Тони Крэгга представляют собой не только причудливые формы, приятные для глаза или, наоборот, его шокирующие: они имеют глубокую философию. Еще в 1985 году Крэгг сформулировал, что первопричина его художественных поисков – желание создать объекты, которые бы передали его ощущения от мира, но которых при этом не существует в природе. А приезжая в 2005 году на свою выставку в Москву, он пояснил, что верит не в дух или религию – а в материал. И считает материальными, например, любовь и интеллект. И потому призывает очень внимательно и заботливо относиться к материи, потому что она составляет ту вселенную, в которой мы живем.

4. В 2008 году под Вупперталем – городом в Германии, где живет скульптор, – открылся Парк скульптур Тони Крэгга. Парк занимает площадь в 12 гектаров (это почти 17 футбольных полей). Земли были выкуплены самим Крэггом, и под эгидой его благотворительного фонда там проходят выставки всемирно известных художников, лекции, кинопоказы и концерты: летом – это джазовые вечера на свежем воздухе, а зимой – камерные концерты в выставочном зале.

5. С 1979 по 2016 год у Тони Крэгга прошло более 250 персональных выставок в разных странах на разных континентах от Америки до Австралии. В том числе – в самых знаменитых музеях мира, включая Лувр, галерею Тэйт, Национальный музей современного искусства в Сеуле, Музей современного искусства MACRO в Риме и другие. Одна из самых удивительных выставок его скульптур прошла в прошлом году на крыше (террасе) Дуомо в Милане – гигантского готического кафедрального собора в сердце города. Подобных по масштабу мероприятий там ранее никогда не проводилось (хотя иногда там проходят концерты, да и в обычные дни терраса открыта для посещения туристами): массивные скульптуры Крэгга пришлось поднимать наверх подъемным краном.

6. Проект выставки в Эрмитаже был подготовлен самим Тони Крэггом. Мастер отобрал для петербургского музея 55 своих работ, включая скульптуру и рисунки разных лет. Среди них есть как уже известные, ставшие почти классикой «Монастырь» (создавая группу конуссобразных башен из металлических шестеренок, пластика и камня, мастер предлагал зрителям порассужать о том, что небоскребы как доминанты архитектурного пространства заменили собой церкви, а те в свое время сменили горы) и «Абсолютно всеядный» (гигантская челюсть), так и новые работы из стекла и графика.

Алина Циопа

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>