«Чартова дюжина»: лабутены forever, медведь вместо Ди Каприо, космос от Шевчука

14 февраля 2016, 16:58
Версия для печати Версия для печати

Вчера вечером в Санкт-Петербурге и Москве прошла церемония вручения IX Национальной музыкальной Премии «Чартова дюжина». Было много хорошей музыки, очень много нецензурной лексики и неприлично много проблем со сценарием. Формат одновременного вручения премии в двух городах (с концертным выступлением групп и прямой трансляцией) впервые опробовали год назад. И тогда показалось, первый блин – не комом.

Экспонат года

Для того чтобы подойти ко входу «Юбилейного», добропорядочный меломан с заранее купленным билетом должен был преодолеть броуновское движение неудачников, настойчиво пристававших ко всем подряд с вопросом: «Есть лишний билетик?». Ажиотаж на это событие, определённо, был. И понятно, отчего. В московском «Крокус Сити Холле» выступали Пикник, Мельница, СерьГа, Гарик Сукачёв и Бригада С, Brainstorm, Княzz. В «Юбилейном» к основному составу, заявленному организаторами (ДДТ, Чайф, Lumen, Смысловые Галлюцинации, Animal ДжаZ, ГильZа), добавилась группировка Ленинград – петербуржцы оказались активнее москвичей в голосовании «Битва за Ленинград», и эпатажная тусовка в этом году не уехала в столицу.

Именно Ленинград стал хедлайнером. Сергей Владимирович Шнуров не изменил себе: перед искушённой публикой он предстал при шляпе, в гламурной шубе и в семейных трусах. Шубу он довольно быстро снял, а причинное место мастерски прикрывал гитарой, отчего издалека казалось, что король-то – голый. На радость ликующим фанатам, Шнур не стеснялся в выражениях, так что если бы его речь и песни запикивали, получилась бы в чистом виде азбука Морзе.

- А ты, да-да, вот ты, в очках, чего сейчас не прыгал? – кричал он со сцены, тыча пальцем в зал. – Придётся нам, старикам, снова перепрыгивать!

И «старики-разбойники» задавали жару, словно прыганье и перепрыгивание – их естественное и наиболее привычное состояние. Хиты звучали один за другим, у микрофона сменялись различные участники группировки, но нерушимым оставалось одно – изысканнная лексика. И да: «Экспонат» прозвучал. И да: в бубен бил новый участник группы Василий Уткин. И да: Ленинград победил в двух номинациях – «Группа» и «Экспонат года».

Московский правдоруб vs питерский интеллигент

Технические неполадки начались практически сразу: то видео два раза подряд покажут, то звук пропадёт. Звёздный дуэт ведущих (в «Юбилейном» парадом командовал Олег Гаркуша, а московскую церемонию в возглавил Николай Фоменко) пытался импровизировать, но получалось не всегда. При очередной нестыковке импульсивный Николай Фоменко вспылил:

- Вы считаете, сколько раз мы обоср…лись?

Гаркуша, поправляя тщательно поставленный на голове хохолок, миролюбиво, но гордо парировал:

- Коля, что за слова? Ты изображаешь участника группировки Ленинград? Я даже повторить такое не могу, я из Питера, я интеллигент!

К слову, Гаркуша по-настоящему кайфовал от своей роли ведущего и купался в лучах славы: с выражением читал стихи, пел а капелла, неутомимо исполнял какие-то почти суфийские кружения, подыгрывал разным группам на маракасе собственного производства (в качестве инструмента использовалась прозрачная баночка, наполненная какой-то ерундой), зазывал на свой концерт в честь 55-летия… Гаркуша солировал в паузах и выходил на передовую во время сетов, загораживая собой музыкантов. И если на одной из песен Чайфа его поведение выглядело уместным (он смотрелся этаким «городским сумасшедшим», добавляющим в действо перца), то на выступлении «Смысловых Галлюцинаций», построенном на электронных музыкальных эффектах и урбанистичном видеоряде, Гаркуша выглядел битым пикселем. Не спасало даже энергичное выкрикивание фразы: «Вечно молодым, вечно пьяным!». Хотя эта мантра, конечно, многое оправдывает.

Победителей не судят

Первые полтора часа ушли на вручение премий. О них и пойдёт речь.

В номинации «Солист» победил лидер группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенёв. Он был краток в своей благодарственной речи: «Не теряйтесь и не теряйте!».

Сразу две номинации завоевала Диана Арбенина: «Солистка» и «За благотворительную деятельность». Последнюю, кстати, вручал Константин Хабенский, отметивший Диану за её участие в благотворительном мюзикле «Поколение Маугли».

- Высшее проявление милосердия – это просто помогать, – сказала Арбенина. – А рок – это самая молодая, непричёсанная и неформатная музыка. Такой же должна быть и помощь.

Помимо Арбениной и Ленинграда, одновременно в двух номинациях победил Animal ДжаZ: «Альбом» («Хранители весны») и «Песня» («Здесь и сейчас»), что стало своеобразным подарком к 15-летию группы.

- Я всегда говорю, что мы – вершина питерского дна, – мудрствовал солист Александр Красовицкий. – Победить круто и неожиданно, но это не изменит нашего независимого положения в музыке.

«Лидером чарта» стала команда Brainstorm (мэр Риги даже сделал видеосообщение с приветствием и приглашением русской публики в гости), «Взлом» достался Мгзавреби, «Концерт» присудили MegaFonLive за серию концертов, премию «За вклад» посмертно адресовали поэту, переводчику и основному автору песен «Наутилуса» Илье Кормильцеву, а «Легендами» стали Сергей Галанин, Сергей Воронов и Гарик Сукачёв. Сукачёв растрогался чрезвычайно и коротенечко рассказал о том, как становятся легендами.

- В километре от «Крокус Сити Холла» – деревня, где я появился на свет, – вспоминал Гарик. – Здесь было огромное колхозное поле, а рядом с ним мы в озере ловили рыб. Восьмилетним мальчишкой я мечтал поймать самого большого карася. А теперь… я поймал нечто гораздо большее!

Победу в самой оригинальной специальной номинации в этом году – «Актёр» – одержал… Леонардо Ди Каприо. Для того чтобы вручить премию, на московскую сцену поднялся его «коллега по цеху» – медведь по имени Степан, снимавшийся в фильмах Лунгина и Учителя. Вот только Ди Каприо почему-то не было. Одно можно сказать точно: фотогеничности Степану не занимать, со сцены уходить он не торопился, публика приветствовала его горячо. Так что, возможно, рано или поздно он будет делать неуклюжие реверансы под вспышками камер и рычать в микрофон приветы своим родителям на получении «Оскара».

Дед мороз и валентинки

После объявления победителей Санкт-Петербург и Москва разбрелись по своим «песочницам» – трансляции шли по остаточному принципу, главный акцент был на живых выступлениях групп. Ведь на самом деле гонка за премию – лишь повод, чтобы устроить концерт.
ГильZа стартовала первой, в текстах её песен традиционно было много волков и местоимений во множественном числе, а в убеждениях – отстаивания свободы и стремления к единению. Animal ДжаZ красиво пел о любви и внушал веру в то, что жизнь прекрасна здесь и сейчас. Смысловые Галлюцинации снимали «Розовые очки» и размышляли о вечности, которая встанет с нами рядом. Lumen обрушал потоки тяжелых ритмов, любил страну, но ненавидел государство, и фанаты отвечали ему взаимностью – жгли красные факелы, аки певцы революции.

После огня остался дым, поэтому лидер ДДТ предстал на сцене в таинственном туманном ореоле. Даже синяя толстовка не могла умалить это сказочное ощущение. Тем более что, с лёгкой руки ведущих, зал звал Шевчука на раз-два-три, словно Деда мороза. «Юра музыкант» вышел быстро, не ломаясь, и в первые же минуты сотворил обыкновенное чудо. Такое, от которого на душе появляется светлая печаль и непонятное предвкушение чего-то многообещающего.

- Ну как акустика? – начал Шевчук свой интерактив, завершив первую песню.

- Уууу! – довольно бурлил зал.

– Простите нас друзья, что мы не материмся! – покаялся музыкант. – Гитары – громче!

А потом он пел-пел-пел – об очень простых и очень важных вещах, благодаря которым размягчались сердца. На трибунах и на танцполе вспыхивали и гасли экраны телефонов, эти огоньки-звёзды складывались в единую музыкальную вселенную, в которой каждому найдется место. И вдруг Юрий Юлианович предложил объединить усилия: записать видео для космонавтов МКС и отправить его туда, в неведомое. От зрителей требовалось просто быть. Более чем выполнимое условие.

- Берегите душу, берегите Родину! – завещал напоследок просветлённый Шевчук.

Оранжевое настроение

На вахте служения добру его сменил Владимир Шахрин. Только он, гитара и тёмный зал. И дыхание зрителей. Оказалось, этого достаточно, чтобы произвести сильное впечатление.

- Есть ещё здесь хоть кто-то, кроме меня? – бросал он строчку песни в темноту.

И она возвращалась к нему бумерангом. Те же слова, но уже не с вопросительной, а с утвердительной интонацией.

Лирику сменила «детская песня со взрослыми проблемами», или, как шутит Чайф, «любимая песня логопедов» – «Про бобра и барабан». Затем зал слился в общем стоне «Ой-йо!», в котором, казалось, одномоментно выражалась вся скорбь многострадального русского народа. После «уральские староверы, которые ещё верят в разнополую любовь», попросили мужчин подарить женщинам коллективную валентинку, исполнив «Пусть всё будет так, как ты захочешь». Отметим в скобках, что женщины старались не меньше. В завершение концерта, Владимир Шахрин признался, что до последнего момента не знал, какая песня будет финальной.

- Может быть, про лабутены? – острили его музыканты.

- Нет! Я смотрю на эти улыбки, и просто не могу спеть что-то другое… «Оранжевое настроение»!

Вы, конечно, слышали субботним вечером это грохочущее, мощное, несущееся по Петербургу многоголосье, от которого дрожала земля?.. А ведь при других обстоятельствах все эти люди могли бы никогда не встретиться и, уж тем более, никогда не спеть вместе. Или встретиться и не почувствовать друг друга. А тут, вроде как, и выбора нет. Есть только музыка. Такая разная и такая объединяющая.

Светлана Жохова, специально для «Фонтанки.ру»
Фото: Евгений Рудницкий

 

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>