«Дэдпул» на экранах: Хорошими делами прославиться нельзя

11 февраля 2016, 17:56
Версия для печати Версия для печати

Когда комиксы были толстыми, а их экранизации красочными, то есть лет десять назад, во времена первого «Железного человека», казалось, что супергеройское кино отныне и навсегда — авангард коммерческих жанров. Кто только не пускался в рассуждения о том, как современно звучат и смотрятся фильмы о суперменах. Рождение киножанра, конечно, дело хорошее, но за рождением наступает детский сад, школа, первые приводы в милицию... В общем, «ребенок» подрос и всем надоел.

Сегодняшний коан — ох, комиксы повторяются и сделаны по одному и тому же рецепту. В экшн с драками добавили героя с драматическим надрывом (тяжел ты, костюм Супермена, трудно быть мстителем в мире людей) и комических диалогов — но никакой формальный прием не вечен. Особенно когда он применяется в массовом кино, которое смотрят все: приедается и перестает работать. Какого-то оживления омертвевшей материи ждали так долго, что уже потеряли надежду. Но спасение пришло, откуда не ждали: из самого неочевидного решения.

 Вообще-то «Дэдпул» персонаж второстепенный, да еще и злодей, с которым настоящие герои-мстители, люди-Х, сражаются. Поместить его в центр ленты – решение очень рискованное и необычное. Бывший десантник Уэйд Уилсон на гражданке промышляет тем, что набивает кому надо морду — любые услуги за деньги заказчика. Жизнь громилы приобретает неожиданный оборот, когда ему ставят смертельный диагноз. А затем предлагают поучаствовать в эксперименте, результатом которого становится победа над раком. Но вместе с выздоровлением парень превращается в жуткую образину и, по совместительству, получает суперспособности. Ну и принимается крушить всё на своем пути — лишь бы добраться до извергов, которые сломали ему жизнь. То есть, никаких подвигов, спасений планеты от зла и прочего гуманизма — только шкурные интересы.

Еще необычнее сюжета, в котором герой — матерщинник и злодей (яйца, табак, перегар и щетина на изувеченной харе), – его (сюжета) воплощение. На роль режиссера пригласили Тима Миллера — дебютанта, до сих пор не работавшего не то что в полном метре, а вообще в игровом кино. Он аниматор — и хороший, даже получил «Оскар» за мультик с характерным названием «Суслик обломался». Главного супергероя играет как раз самая очевидная фигура — Райан Рейнольдс. Он уже появлялся в образе Дэдпула в «Россомахе», и вот теперь вернулся в знакомый наряд.

То, что «Дэдпул» – совершенно новый по типу комикс, собранный из совсем иных запчастей, чем прочая продукция Marvell'а, становится ясно в первую же секунду. Знакомую линейную композицию сюжета (герой страдает — герой превращается в супермена — герой совершает маленькие подвиги — герой спасает мир) Миллер ломает: повествование то скачет вперед, то отматывается назад. Внутри главного действия — Дэдпул едет на такси с водителем-индусом крушить своего обидчика — раскрываются остальные. Жизнь до превращения в супермена, превращение, реализация сверхпособностей — набор действий тот же, только дан в совершенно произвольном порядке. Да и выглядит иначе: никаких страданий, сплошной кайф; никакого чудесного обретения новых способностей, сплошные муки и пытки; никаких маленьких подвигов, одни выпускания кишок и расчленение каждого встречного.

В «золотых» комиксах ценили, кроме драматизма, еще и юморок — актуальный, без тормозов. В случае с «Дэдпулом» шуточки от «Железного человека» – тихий час в детском саду. Тут, конечно, есть и заслуга переводчиков диалогов на родной язык — супермен Уэйд Уилсон изъясняется на языке беспардонных пабликов и подростковых видеообзоров. Блюстителям нравственности эти речи слушать точно не надо — кровь из ушей пойдет. Всё текстовое решение — один сплошной сборник прибауток на черный день: наверняка тинейджеры будут ими блистать в компании.

В первые минуты кажется, что игра на понижение — юмора (мочеполового) и сюжета (про злодея-супермена) — вот-вот потопит «Дэдпула», и никаких надежд на то, чтобы выплыть, у фильма нет. Максимум, что ожидается от фильма – тризна по золотому веку супергеройского кино. Но нет, Миллер неожиданно демонстрирует верх мастерства — хоть по меркам дебюта, хоть по каким. Самый ударный элемент фильма и цементирующий материал его — ирония. Бронебойная, находчивая и сугубо художественная. Она держит и подростковые шутки, и хитро склеенную драматургию, и решение образа главного супер(анти)героя. Рейнольдс только что своим именем не представляется — обращается к камере, рассуждает за кадром о том, как классно быть героем фильма, дает советы монтажерам и специалистам по спецэффектам, советует нервным не смотреть на экран. Отстранение срабатывает в массовом жанре покруче, чем в каких-нибудь авангардных лентах. Оно одно возвращает комиксу свежее дыхание и крепость мускулов. «Дэдпул» благодаря этой иронии становится триумфальным возвращением, которое вполне тянет на рождение нового жанра. Антигеройского комикса. Давно известно, что на злодеев смотреть интереснее и приятнее, чем на приглаженных пупсиков. В детстве ведь всегда хотелось, чтобы главным героем «Ну, погоди!» был все-таки волк, а не заяц. И вот детская мечта таким изящным образом реализовалась.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

 

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>