В этом сезоне поем о Рубинштейне

08 февраля 2016, 08:59
Версия для печати Версия для печати

 По адресу Рубинштейна, 20 открывается новое грамотно устроенное досуговое пространство. С одной стороны, это кафе, где к еде относятся как к искусству, а другой – это место, где получение духовной пищи будет обеспечено с регулярностью, разнообразием и на должном интеллектуальном уровне. Так бывает всегда, когда за подобные проекты берется Дмитрий Борисов.

Дмитрий Борисов – соучредитель сети ресторанов «Жан-Жак» и нескольких чрезвычайно популярных у представителей культурного сообщества мест в столице: например, «Дом 12» или «Квартира 44». В начале карьеры в качестве продюсера сотрудничал с группами «Ленинград», «Вопли Видоплясова», «АукцыонЪ». В 2007 стал креативным директором журнала «Большой город».

Сам Борисов уверяет, что занимается «исправлением городских аномалий» – добавляет то, чего, по непонятным причинам, в городе до сих пор нет. Кафе «Рубинштейн», например, должно стать местом, где будут с удовольствием собираться, по определению Дмитрия Борисова, «интеллигентные, умные, сильные и при этом симпатичные люди». Имена таких людей он с радостью и не задумываясь называет, перемешивая деятелей культуры обеих столиц, ибо пространство культуры, конечно же, едино: Григорий Ревзин, Любовь Аркус, Юрий Сапрыкин, Геннадий Юзефавичус, Филипп Бахтин, Лев Рубинштейн, Александр Боровский, Анна Наринская, Алена Долецкая, Филипп Дзядко, Эдуард Кочергин, Анатолий Белкин, Яков Гордин, Лев Лурье, Андрей Могучий, Леонид Десятников. Компания убедительная, а главное, действительно не представить себе места в Петербурге, где они по каким-либо причинам могли бы собраться на вечерок. Ну, разве что премьера в БДТ им. Г.А.Товстоногова, возглавляемом Могучим и стремительно обновляющимся. Но там «запевать» будут актеры, а названным уважаемым людям отведено будет место зрителей.

Ресторатор и продюсер Дмитрий Борисов
Ресторатор и продюсер Дмитрий Борисов

Фото: Сергей Николаев

В кафе же «Рубинштейн» им будут рады не только как обычным посетителям, снимающим пробу с террина из куриной печени, с фисташками и пастой из вяленых томатов, маринованного в травах нута с бальзамиком и тому подобных небанальных яств. Непосредственно на дни открытия «Рубинштейна» – 13 и 14 февраля – Дмитрий Борисов назначил так называемые Рубинштейновские чтения. «Это значит, – поясняет Борисов, – что соберется некоторое количество людей, которых интересно послушать, и каждый сделает пятиминутный доклад на тему «Мой (моя) Рубинштейн» про любого известного или не очень представителя этой фамилии. Мне очень интересен любой скетч Александра Боровского или Льва Лурье, Анатолия Белкина или Анатолия Наймана, который тоже будет». В списке из почти семи десятков Рубинштейнов, вошедших в историю, который создатели кафе составляли подробно и скрупулезно, кроме всем известных братьев Антона и Николая, композитора и дирижера – и пианиста-виртуоза, танцовщицы Иды, выдающегося американского пианиста Артура и нашего замечательного современника, писателя, поэта, публициста Льва, есть еще и польский шахматист, и советский египтолог, и убийца, и королева американской косметической промышленности, и полярный летчик и кого только нет. Так что выбор для докладчиков – практически безграничен.

«Мы уверены, из этих небольших – пяти-десяти минутных – рассказов знаковых людей современности можно будет составить большую книгу современности. А открытие кафе «Рубинштейн» станет в ней отдельной – веселой и поучительной – главой», – сказано в пресс-релизе.

Дмитрий Борисов также анонсирует выставку не опубликованных еще нигде иллюстраций народного художника России, главного художника БДТ им. Г.А.Товстоногова и при этом писателя и лауреата премии «Национальный бестселлер» Эдуарда Кочергина. «Кочергин впервые выставляет свои эскизы в таком пространстве, я – его горячий поклонник и как художника, и как писателя, и счастлив, что он согласился провести в «Рубинштейне» свою выставку».

Выставка работ Эдуарда Кочергина пройдет на Рубинштейна, 20 с 17 по 20 февраля, причем, к эскизам добавится несколько костюмов из петербургского Театрального музея, созданных Кочергиным для спектакля Товстоногова в "Три сестры" в Национальном театре Сербии в Белграде. В частности будут выставлены уникальные фольклорные маски ряженых, воссозданные Кочергиным – большим знатоком славянских обычаев и ритуалов.

Первых гостей в «Рубинштейн» позвали в минувшее воскресенье на бранч. Белые стены и множество зеркал всех размеров в широких грубоватых деревянных рамах создают иллюзию большой залы в каком-нибудь старинном палаццо в Тоскане. А охапки оригинальных, похожих на полевые высоких букетов в огромных стеклянных банках – из эвкалиптовых веток и желтоватых цветов – создают иллюзию весны, хотя за окнами все тот же серый Петербург. «Хотелось света и воздуха», – говорит Митя Борисов. И это его желание, совпадающее с чаяниями большинства жителей нашего города, пригнутого к земле низкими облаками и 300 дней в году хранящего верность серому цвету, осуществилось.



Фото: Сергей Николаев

Второй зал с сотнями бутылок первоклассных вин по стенам и портретами вошедших в историю Рубинштейнов на уровне спинок стульев напоминает о французских ресторанчиках, только фасадами в два окна выходящих на улицы. Создается полная иллюзия, что под одной крышей уместилось два заведения – и окно в конце второго длинного зала принимается за дверь. Видимо, потому что первый – «итальянский» зал от второго отделяет замечательно оригинальная перегородка, состоящая из деревянных рамок, но без зеркал и стекол. Так что пройти из одного зала в другой можно через любой из этих проемов. Получается такой маленький аттракциончик, весьма забавный.

Но деталь, которая «делает» здешний интерьер – это, несомненно, люстра, и она буквально гипнотизирует. «Вы неправильно сели, – сказал мне известный музыкант Алексей Гориболь, едва я поздоровалась. – В этом пространстве надо сидеть так, чтобы видеть люстру, иначе многое теряет смысл». Пересела. И вправду. Хрустальная люстра с четырьмя подвесками явно несет на себе печать веков. Её появление в «Рубинштейне» – тайна, которую хозяин заведения не раскрывает, во всяком случае, журналистам. И правильно: всякое живое место должно иметь свои тайны.

Есть в «Рубинштейне» еще один впечатляющий предмет – постамент с барочными завитками на левом от входа, если смотреть с улицы, подоконнике. Снаружи кажется, что лев – тот, что на стекле, – на этом постаменте восседает. Вещь выглядит, как каменная. На самом деле, она деревянная, и ей тоже, как и люстре, не одна сотня лет: будете в «Рубинштейне» – подойдите поближе, поразглядывайте – не так уж много вещей в наших повседневных интерьерах сделаны не вчера.

Наконец, о львах на окнах, которые сторожат «Рубинштейна», а заодно отдают дань уважения нашему выдающемуся современнику Льву Рубинштейну, в этом тексте уже упоминавшемуся. Митя Борисов уверяет, что тот лев, что слева, – это собственно, лев, самец, а вот на окне справа – львица. И когда ему указывают на то, что у львиц гривы не бывает, цитирует «Демона» Лермонтова:

«И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, – и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали…»

Пишу я это к тому, что приятно иметь дело с культурными людьми. Но дело не только в приятности. А еще и в том, что когда ресторан открывает человек с исключительно коммерческими мозгами, появляются фаст-фуды, а когда к проекту, хотя бы по касательной, подключается Лермонтов, то случается и радуга зимой, и яйцо, приготовленное при 62 градусах с цитрусовым бешамелем, копченой чиабатой, сванской солью и тыквенным маслом с семечками (это блюдо пробовала лично я, и оно сильно меняет представления о гастрономии), и Рубинштейновские чтение, и выставка Кочергина – в одном. В смысле, в одном славном месте, куда хочется привести друзей и знакомых. И такого в Петербурге действительно до сих пор еще не было.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>