Жолдак восстановит мозг трех сестер

04 февраля 2016, 13:05
Версия для печати Версия для печати

4 и 5 февраля на основной сцене Александринки случится премьера спектакля Андрея Жолдака. Жолдак известен своим экстравагантным подходом к театру. Постановка на старейшей российской сцене не стала исключением. Украинский режиссер в очередной раз поставил собственные сны — на сей раз навеянные ему «Тремя сестрами» А.П.Чехова. «Фонтанка» сняла видео нескольких эпизодов спектакля, действие которого начинается в 4015 году.

Пусть никого не введет в заблуждение название «По ту сторону занавеса». Театр не намерен приоткрывать для публики закулисье. Название строит понимать буквально: зритель сидит на огромной сцене Александринки, на трибуне — а перед ним золочено -бархатный зрительный зал. Пустой. С креслами, накрытыми белой тканью (какой стандартно накрывают стулья во всех театрах в отсутствие публики — чтобы не пылились).

 

Когда начнется действие, зал от зрителя скроет экран, на котором крупным планом покажут мозг в стеклянном сосуде. Женский голос, напоминающий голоса аудиогидов в музеях, пояснит, что в данный момент «происходит реконструкция мозга трех сестер, умерших в 1900 году». Потом – «из частей фантомов», которые по мнению Жолдака, обретаются в космосе, восстановят и самих Ольгу (Елена Калинин), Машу (Алена Вожакина) и Ирину Прозоровых (Олеся Соколова) — и три молодых актрисы примутся вспоминать чеховские реплики, узнавать друг друга, радостно бегать по сцене — сначала будто бы в лесу (на изумительной красоты видео действительно закачаются верхушки вековых деревьев (вот бы доктор Астров порадовался), превратив и сцену, и пустой зал Александринки в солнечную чащу), а потом и до океана добегут. Впрочем, в какой-то момент на видео появится полушарие некоей планеты — видимо, имеющей нечто общее с планетой «Меланхолией» Ларса он Триера, потому что воспоминания девочек изменят тональность — станут тревожными и даже мучительными. Не случайно, заместитель худрука Александринки Александр Чепуров, проводивший встречу с журналистами, особенно подчеркнул, что работа эта — экспериментальная, лабораторная, и не Чехов это никакой, а пьеса Жолдака «с использованием текстов Чехова». Тут никаких директив о «границах интерпретации классики» не пришьешь. Жолдак, слава богу, никакой не классик, а наш беспокойный современник, театральный enfant terrible, которому никак не откажешь ни в таланте, ни в оригинальности.

Помните, как в «Волшебной лампе Аладдина»? «Повелеваем про сон сказать, что это не сон, а сон – это пронесон». Ну вот это практически про Жолдака и Чехова, Жолдака и Гольдони, Жолдака и Флобера — именно этих авторов режиссер пропускал через себя в Петербурге, демонстрируя зрителям собственные фантазии, и предоставляя им самим решать, какое это имеет отношения к классике. Или ничего не решать, а просто погрузиться в его, жолдаковские фантазии и общаться с его фантомами. Жолдак так прямо и сказал журналистам: «Я стараюсь построить мост от чеховских героев к зрителю через меня». Уж в чем – в чем, а в честности Жолдаку не откажешь. Спектакль в БДТ, например, так и называется «Zoldak Dreams» (хотя он имеет некое отношение к «Слуге двух господ» Гольдони) – и вот даже на национальную премию «Золотая маска» выдвинут, как раз сегодня стартовавшую в Москве.

В получасовом фрагменте, представленном на пресс-показе, появился лишь один мужчина — то ли, как поясняет закадровый гид, «старый маразматик отец» (напомним, что речь о бригадном генерале Прозорове, который в пьесе Чехова не появляется), то ли «покинутый всеми Вершинин в клинике под Варшавой». Когда-то этого Вершинина на сцене БДТ играл один из самых прекрасных мужчин отечественного экрана и сцены, Ефим Копелян — да еще и в парадных эполетах. Герой Игоря Волкова в ипостаси старого отца действительно похож на старого похотливого маразматика, а в образе подполковника Вершинина, помещенного в большой куб рядом со зрительскими рядами (публика видит сцены внутри с помощью установленной там камеры) — скорее, на уморительного фрика, сразу запавшего на Машу: «Ты чё, замужем что ли? А чё не сказала?». В общем, не настоящий полковник. Но замечательно смешной: комический дар артиста Игоря Волкова — бесспорный факт.

Впрочем, Жолдак уверяет, что первый акт — это лайт. Настоящая жесть начнется во втором. Если учесть, что уже и в первом Маше снятся непрерывные кошмары про инцест с отцом — пока о них только говорится, без картинок, – то стоит приготовиться и к другим «ужастикам». Для этого ведь и встречу режиссера с прессой театр провел. Предупрежден — значит вооружен. Кому такие «лабораторные эксперименты» не близки, милости, мол, не просим.

Андрей Жолдак честно признался также в том, что с актерами ему было работать чрезвычайно сложно. Работали по 10 часов в сутки. «Чаепития не было, был жесткий бокс», – сказал Жолдак. В спектакле заняты, в основном, молодые актеры труппы: Олеся Соколова, Алена Вожакина, Степан Балакшин, на роль Ольги и одновременно Наташи приглашена Елена Калинина, которая занята во всех петербургских спектаклях Жолдака, а до своего ухода из МДТ — Театра Европы три года играла Машу в спектакле «Три сестры» Льва Додина, что для видевших додинскую постановку создает дополнительные смыслы. Из артистов старшего поколения на сцене появятся упоминавшейся уже Волков и Семен Сытник.

Словом, премьера Андрея Жолдака, определенно, интересна. А если к ней подготовиться, то вполне можно получить удовольствие, ожидая от зрелища ответов на разные загадки Жолдака. Например, режиссер уверяет, что Протопопов (у Чехова — закадровый герой, председатель местной Управы, ухлестывающий за Наташей, в первом действии, девушкой, далее — женой Андрея Прозорова) — это бездна, абсолютное зло. При этом, в программке этот герой не указан вовсе.

А еще в программке сказано, что суть нового эксперимента Жолдака заключается в поисках ответа на вопрос: «Можно ли выйти за пределы программы, изменив судьбу?» Ну чем вам не интрига?

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>