«Не пытайтесь избавиться от аудиогида»: 5 монологов о современных музеях

02 февраля 2016, 19:50
Версия для печати Версия для печати

Занятия йогой на фоне дорогостоящей современной живописи, игры для планшетов и 60 роялей, выставленных на улицах Нью-Йорка. «Фонтанка» узнала о новых интерактивных технологиях, которые могут переплыть из Америки в петербургские музеи.

Пять американцев приехали в Петербург побродить по музеям. Ничего интересного? За исключением того, что иностранцы – сами работают в культурных институциях, ведущих в мире. Музей современного искусства в Нью-Йорке посещают больше 3 миллионов человек в год, а музеи негосударственного Смитсоновского института – больше 25 миллионов человек.

Гости бродят по Петербургу не просто так. А чтобы создать совместные проекты с петербургскими коллегами в рамках благотворительной программы «Музейный десант» фонда Владимира Потанина. Это может быть этнический музыкальный фестиваль во дворе парадного Шереметевского дворца, инновационная инсталляция в музее-квартире Римского-Корсакова или трансконтинентальная онлайн-выставка с участием музея связи.

Главное условие – интерактивность, о которой так часто пишет «Фонтанка». Нужно вовлечь посетителя в экспозицию, чтобы он не просто «смотрел на объекты», но и занимался сотворчеством. О своих технологиях работы с аудиторией американцы рассказывали 1 февраля в фонде «Про Арте». «Фонтанка» попала на закрытую встречу, чтобы пофантазировать, какими могли бы стать петербургские музеи.

Сьюзан Фруктер, заместитель директора Национального музея американской истории в Вашингтоне:

– В нашем музее мы говорим: мы – не центр развлечений, не «Диснейленд». Но мы можем учиться у Диснея тому, как общаться с посетителями и поддерживать их интерес. Сейчас мы полностью трансформируем наше здание, все выставки и то, как посетители взаимодействуют с ними.



Фото: предоставлено музеем

Нам предлагали хронологический принцип экспозиции. Но мы решили организовать пространство по-другому: вокруг американских идей и идеалов – демократии, свободы, возможностей. Старинные экспонаты нужно поместить в такое окружение, чтобы они заговорили, рассказали истории людей и страны. Например, третий этаж музея откроется после реконструкции в 2018 году. Он будет связан с культурой, в том числе рок-культурой. Не только как музыкальным явлением, но и как явлением социальным, продемонстрировавшим проблемы американского общества.

На днях в музее открылась выставка «Ура политике!», посвящённая выборам, которые пройдут 2016 году в США. На ней можно увидеть и автоматическую машину для голосования, изобретённую в 1898-м, и кабинки голосования из 1940-х. Но главное – в зале представлены предвыборные плакаты всех кандидатов. Мы будем срывать их по мере того, как политики слетают с гонки. 

Справка: Национальный музей американской истории – один музеев Смитсоновского института. Это огромная некоммерческая организация, которую 170 лет назад основали в Вашингтоне на деньги британского учёного Джеймса Смитсона. Сейчас она состоит из 9 научно-исследовательских институтов, 19 музеев, зоопарка, принимает 25 миллионов посетителей в год и имеет бюджет в 1,5 миллиарда долларов. Самый известный экспонат национального музея американской истории – письменный прибор Томаса Джефферсона, на котором он создавал Декларацию независимости. Ещё в музее хранится архив джазмена Дюка Эллингтона, насчитывающий 300 тысяч страниц, в том числе и неопубликованные рукописи.

Джули Гуд, заместитель директора Филадельфийского художественного музея:

– В 2015 году мы запустили приложение для Ipad – игру, она помогает перемещаться по музею. В ней можно выбрать какую-нибудь букву алфавита, и планшет покажет все объекты на эту букву: их нужно найти. Развлечение безумно нравится родителям с детьми, они радостно перелетают из одного зала в другой. Для них это такой поиск музейных сокровищ. А для нас – возможность распределить потоки посетителей – люди обычно концентрируются только в одном крыле здания.



Фото: предоставлено музеем

Ещё у нас работает программа «Вечером в среду», посвящённая молодым людям. Она нужна, чтобы расширить и изменить их представление о том, как общаться с искусством. Мы живём в мире новых медиа, социальные связи сейчас строятся не так, как раньше. Люди предпочитают ходить в музей в компании друзей. Мы предлагаем им поиграть шахматы и в шашки в окружении картин, заняться йогой. Или самим порисовать на фоне признанных шедевров живописи. 

Справка: Филадельфийский художественный музей – один из крупнейших музеев изобразительного искусства. Основан в 1876 году, его собрание насчитывает около 300 тысяч экспонатов, большую часть которого составляют произведения европейского искусства XIII – XX веков, американского и азиатского искусства, богатые коллекции гравюр, рисунков, керамики, стекла, тканей, ковров. Под управлением Филадельфийского музея также находятся Музей Родена в Филадельфии и Коллекция Барнса – самое крупное в мире частное собрание работ европейских импрессионистов и постимпрессионистов.

Моррис Фогель, президент Музея поселенцев в Нижнем Ист-сайде:

– Музей поселенцев – здание, построенное для эмигрантов из Германии в 1863 году в бедном районе Нью-Йорка, на Орчард-стрит. До недавнего времени этот район оставался бедным – он принимал переселенцев из Ирландии, России, Китая, Латинской Америки.



Фото: предоставлено музеем

Мы рассказываем истории 7 тысяч людей, которые успели пожить в этом доме вплоть до 1935-го, когда его закрыли из-за ужесточения законов об эмиграции. Большая часть этих квартирантов остались безымянными – их имена всплывали лишь в криминальных сводках. Мы собираем их истории, прослеживаем их путь – поиски собственного места в новом мире, работы, строительство семьи... Наш музей рассказывает историю тысяч людей, но это одна история. О том, что такое эмиграция, и что именно она сделала Соединённые Штаты Соединёнными Штатами.

Но этого недостаточно, это статично. История эмиграции продолжается. В Нью-Йорке больше миллиона школьников, у половины из них – родители-эмигранты. Школьники составляют четверть нашей аудитории, для них мы проводим занятия. Мы хотим создать портал, который позволил бы им поделиться опытом своей эмиграции. Выбрать какую-то семейную вещь, связанную с покинутой страной, и рассказать о ней. Мы хотим, чтобы дети поняли, что их личные истории – часть общего нарратива. 

Справка: Дом, о котором рассказывает Моррис, состоит из 22 квартир. Их постепенно реставрируют, начиная с 1988 года, когда был основан музей. Сейчас открыто шесть аутентично обставленных апартаментов, которые показывают, как в Нью-Йорке жили выходцы из Италии, Ирландии, Германии и России. Моррис Фогель планирует, что вскоре в здании появится экспозиции, посвящённые китайской эмиграции, «квартира пуэрто-риканца», а также единственная в Нью-Йорке выставка о выживших в холокосте евреях, переехавших в США. Сам Фогель родился в Казахстане, его семья отправилась в Америку во время Второй мировой войны.

Соня Шрайер, сотрудник Музея современного искусства МоМА, Нью-Йорк:

– Миссия MoMA – быть главным музеем современного искусства в мире. Мы не хотим диктовать, что такое искусство. Мы пытаемся оценивать и размышлять о том, что это такое. Наши цифровые медиа находятся под руководством кураторов. Визит на сайт для нас не менее важен, чем визит в сам музей.



Фото: предоставлено музеем

Не так давно мы провели целую серию экспериментов, чтобы побудить посетителей пользоваться смартфонами вместо аудиогидов. Отдел цифровых медиа вообще хотел избавиться от этих устаревших приборов, да и стойки, где их выдают, убрать куда-нибудь подальше. Выяснили, что определённая группа посетителей от аудиогидов не откажется ни за что. Это, как правило, туристы, пожилые люди. Так что стойки пришлось сохранить. Хотя мы всё-таки полностью переоборудовали входную зону, оснастили её цифровыми панелями, похожими на огромные экраны смартфонов.

Чтобы выйти из зоны комфорта и активнее смотреть вовне, MoMA запускает новые цифровые программы. Например, курсы на крупнейшей площадке для онлайн-обучения Coursera. У нас 200 тысяч студентов из различных уголков мира, в том числе из России. Многие из них ни разу не были в нашем здании, а некоторые – ничего не знали о MoMA до Coursera.

 



Фото: MoMA

Справка: Музей современного искусства МоМА – один из первых и наиболее известных музеев современного искусства в мире, основанный в 1929 году. Коллекция музея насчитывает более 150 тысяч объектов, среди них – произведения живописи, скульптуры, графики и фотографии, архитектурные модели и рисунки, предметы дизайна. Библиотека и архив музея содержит более 300 тысяч единиц хранения, а фильмотека – более 22 тысяч фильмов и видео. Ежегодно в музее организуются десятки временных выставок и сотни образовательных проектов.

Джереми Тол, проект Found Sound Nation:

– Я очень мало знаю о музеях. Я в первую очередь музыкант, а Found Sound Nation – площадка, объединяющая музыкантов и художников со всего мира, чтобы создавать новую оригинальную музыку. Мы организовали несколько интерактивных звуковых проектов.



Фото: предоставлено музеем

Однажды мы расставили по улицам Нью-Йорка 60 пианино. Ходили и записывали, что происходило вокруг них в разные моменты. Из этого сделали целую звуковую выставку. Один из инструментов нечаянно оставили закрытым и вот (Джереми показывает слайд, где три темнокожих парня возятся около фортепиано – прим. ред.) – на фотографии дети бьют по его крышке, пытаясь открыть.

Ещё один проект – «Уличная студия». Мы сделали такие в 10 разных странах. Но первой была Швейцария, город Люцерн. Студия – стол с микрофонами, несколько музыкальных инструментов – от валторны и скрипки до альпийского рога (огромная труба выше человеческого роста, которая одним концом покоится на земле, в то время как в другой дует музыкант – прим. ред.). На всём этом можно играть или петь. Звездой дня в Люцерне стал пожилой джентльмен из Венгрии, который пел так вдохновенно… 

Справка: Джереми Тол приехал в Петербург на стажировку в музей Римского-Корсакова, с которым музыкант затеял вполне конкретный проект, пока секретный. Сообщество Found Sound Nation проводит не только перформансы, но и социально ориентированные проекты в Нью-Йорке, на Гаити, в Зимбабве, Китае, Мексике, Индонезии. Одна из самых известных инициатив – музыканты учат композиции молодых заключённых.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру» 

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>