Георгий Урушадзе: «Литература будущего будет короткой»

12 декабря 2015, 11:12
Версия для печати Версия для печати

Национальная литературная премия «Большая книга» отметила свой 10-летний юбилей 10 декабря. Сегодня это самая крупная книжная премия в России и СНГ. Ее призовой фонд уступает лишь Нобелевской премии по литературе. И составляет около 6 миллионов рублей, в том числе 3 миллиона — за первое место в конкурсе. О премии, о жанрах и издательстве будущего, о том, как выгядит великий писатель, и не похоронят ли цифропотоки большую книгу размышляет генеральный директор «Большой книги» Георгий Урушадзе.

- Сколько рукописей прислали на конкурс в этом году?

- 338 рукописей и книг.

- Cпонсоры 10 лет назад выделили 150 миллионов рублей на «Большую книгу». Не закончились ли деньги? Есть ли новые финансовые поступления?

- Деньги не закончились, спасибо «Альфа-капиталу». Премия живет на проценты от вклада, поступления от новых партнеров и спонсоров тоже были. Партнерство всегда открыто для новых участников, проект интересен и для спонсоров.

- Помогает ли большой призовой фонд выявить лучших?

- Помогает. Премия сразу стала известной и привлекательной. Мы не тратим деньги на пиар, про нас и так все пишут – призовой фонд большой, журналистам интересно. Рекламу по всем каналам крутят бесплатно (она про культуру, значит, социальная). Среди учредителей – крупнейшие СМИ (денег не дают, но рекламой тоже помогают). Да и писателю приятней выдвинуться на большую премию, так что среди соискателей – лучшие авторы.

- Может ли сегодня появиться книга уровня Библии? Я не о религиозной составляющей, а о количестве экземпляров, популярности, уровню влияния на умы.

- Все условия для этого есть.

- Расскажи подробнее об издательстве будущего, когда автор сам себе публикатор: заказывает корректора, редактора, дизайнера, типографию – и потом сам продает свою книгу в сети.

- Это уже издательство настоящего. Заходишь на сайт (например, Ridero), заливаешь свою книгу, выбираешь оформление, через пару минут текст уже висит на Амазоне, любой человек из любой точки мира может купить ее в электронном виде или в один клик заказать бумажную. Конечно, часто книге нужен редактор, корректор, рекламный агент – автор сам их сможет нанять. На какие шиши? Взять кредит в банке, например – может, скоро будут давать «Кредит авторский». Трудно? Непривычно? Зато без сложностей и рисков общения с традиционным издательством.

- Кто из ныне живущих авторов достоин войти в учебники XXI века по литературе для школ и вузов?

- Все лауреаты «Большой книги», включая победителей «народного голосования». Кабаков, Алексиевич, Степнова, Гранин, Зорин…

- Одна из задач твоего проекта «Российский сюжет» – поиск позитива. Ты сам говорил: «Жизнь зависит от того, что мы напишем». Почему умер проект? Он изначально был временным? Невостребованным? Мертворожденным? Другие причины?

- Э-э-э, что вспомнил. 13 лет назад это было. Проект был рассчитан на год, чтоб запустить новое издательство, потом был продлен еще на сезон – уже как конкурс сценариев. Благодаря этому проекту найдено и издано «Сердце Пармы» Алексея Иванова. Уже этого достаточно для низкого поклона «Российскому сюжету». А было много других находок. Так что ничего не умерло.

- Социологи утверждают, что в России стали меньше читать традиционные книги. Общемировая тенденция. А у тебя есть свои взгляды на этот вопрос? Кто в России читает?

- Все читают – кто рекламный баннер, кто «Космополитен». Читать меньше не стали. А книге конкуренцию составили ТВ, кино, игры, сеть – все, кто покушается на свободное время современного человека. Так что у книг проблемы, да.

- Назови и опиши встречу с самым необычным автором, которого ты встречал лично. Кто-то стал сумасшедшим, как Ницше, По, Хэмингуэй. Кто-то писал роман на тридцатиметровом рулоне обоев или наматывал записки на большой палец руки, а кто-то…

- Кто-то пишет стоя на голове. Наверное. Большинство великих писателей застенчивы и носят свитера с оленями. Нежные, ранимые люди. Не обижайте их, хорошо кормите и много платите.

- Почему наша литература не идет на экспорт? Точнее, она, конечно, массово переводится. Но не стала нашей бумажной нефтью.

- Надо сначала построить литературопровод, основав госкорпорации «Литературпром» и «Трансрукопись».

- Какой будет литература будущего. Я не говорю о жизни после смерти бумажной книги. Вопрос о творческом прорыве.

- Литература будущего будет короткой. Найти время прочитать трехтомник будет невообразимой роскошью сравнимой с возможностью неспешно покататься на машине с рулем и бензиновым двигателем.

- Возможна ли точка сингулярности в литературе XXI века? Родится ли технологический или творческий взрыв в книжном мире, который разрушит наше представление о литературе вообще?

- Ответ «возможна» тебя устроит? «Представление» о «литературе» и «вообще» требует долгого философского разговора...

- Тогда вот такой вопрос: возникнет ли новый жанр/вид в литературе XXI века? Как в стародавние времена родились: летопись, житие святых, сказка, а ближе к нашему времени – детектив, фэнтези, триллер, публицистика, докудрама... Что будет следующим направлением в литературе?

- Все виды альтернатив и полижанров. Игры с читателем. Интерактив. Интеграция текста с видео, гипертекст, сотворчество. Впрочем, и старые жанры неплохи, собственно, не в жанрах дело.

- «Клиповое мышление» не убьет большую книгу? Я, например, склонен думать, что цифровое поколение (те, кто родился в последние 20 лет, и не может жить без гаджетов) будет требовать не литературу (длинный текст), а картинку (трейлер). Не зря же твиттер родился 140-знаковым. А в инстаграмме вообще можно обходиться без текста. Цифропоки не похоронят Книгу c большой буквы?

- Твиттер – 140 знаков, значит, 280 – уже заявка на большой жанр. Книга может вобрать в себя и твиттер (уже есть повесть «Библия в SMSках», например), и фейсбук. А уж инстаграм и подавно.

- Сегодня можно посмотреть кино, которое подстраивается под твои вкусы и характер. У фильма может быть разный сюжет в зависимости от запросов твоей личности, собранных через сеть. Будет ли книга будущего многоликой, мультисюжетной, разнофинальной?

- Такие опыты уже ставят на читателях. Читатель радуется.

- А какую книгу ты сам хотел бы написать?

- Прочитать бы, что уже написано другими. Но если бы вдруг начал писать – то про путешествия в дальние страны.

Станислав Пылёв, специально для «Фонтанки.ру»

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>