Киберискусство как напоминание о смерти

26 ноября 2015, 01:48
Версия для печати Версия для печати

Девятый «Киберфест» в Эрмитаже прощается с аналоговой культурой. На нем рубят топором пианино, показывают битые кинескопы и скучают о нецифровом времени. Правда, с прошлого года в Эрмитаже можно увидеть только малую долю «Киберфеста», придуманного петербурженками Анной Франц и Мариной Колдобской. В 2014-м основная площадка переместилась в Берлин, в этом году – в Боготу. Однако и в Питере есть, чем впечатлиться.

Фестиваль медиаискусства «Киберфест» мало отличается от обычной выставки. Вместо рам с полотнами – видеоэкраны. Только посетители задерживаются на десяток секунд подольше – надевают наушники, следят с полминуты за видео и проходят дальше.

К приходу Энта Дикинсона большая часть посетителей уже усвоила предложенный медиа-арт. Несколько десятков человек толклись в коридоре, демонстрируя силу притяжения стола с вином и печеньками.

Англичанин прошел к пианино. Он играл, а проектор за ним демонстрировал, как это же пианино разносят в щепки топор и циркулярная пила. Такой параллельный концерт виртуозной игры на пианино шуруповертом. Нервирующие звуки строительных инструментов вплетались в привычную музыку.

 

У Дикинсона вообще своеобразный вкус к музыке. На выставке есть еще два видео, на которых он методично разламывает пианино, скрупулезно снимая звук погибающего инструмента.

- Вы сколько пианино разбили? – спрашиваю автора.

- Три.

- А в чем смысл?

- Не знаю.

- Просто так, то есть?

- Наверное, это переход от жизни к смерти… Хотя да, я просто получаю удовольствие от процесса.

Но смерть – это в точку. Смерть прошлой, аналоговой жизни просвечивает сквозь весь «Киберфест». Китаец Лей Лей собрал анимацию из пленок, найденных на окраине Пекина. Тысячи снимков должны были переработать и выделить из них нитрат серебра.

Даже куратор выставки поддалась эстетике вымирающего аналога. Анна Франц демонстрировала видео на цифровом экране, вставленном в разбитый кинескоп. Собственно эта работа и попала на афишу выставки.

Даже загадочное видео норвежца Свена Палссона с бегущим в темноте человеком можно истолковать, как нынешнюю торопливую жизнь, большую часть которой мы проводим в виртуальной реальности. Из визуальных впечатлений остаются только парковки, строительные заборы и вечные задворки непонятно какой парадной жизни.

Оторвалась от земли только англичанка Никола Рэй. Она дала зрителям свободу. В космической инсталляции можно поиграть на треугольнике и сгенерировать самим абстрактный визуальный ряд.

Впрочем, выставка – еще не весь «Киберфест». Интересующихся ждут мастер-классы с непредсказуемыми названиями «Будущие жертвоприношения второстепенных богов» или «Субъективация звука».

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>