
Киберискусство как напоминание о смерти

Девятый «Киберфест» в Эрмитаже прощается с аналоговой культурой. На нем рубят топором пианино, показывают битые кинескопы и скучают о нецифровом времени. Правда, с прошлого года в Эрмитаже можно увидеть только малую долю «Киберфеста», придуманного петербурженками Анной Франц и Мариной Колдобской. В 2014-м основная площадка переместилась в Берлин, в этом году – в Боготу. Однако и в Питере есть, чем впечатлиться.
Фестиваль медиаискусства «Киберфест» мало отличается от обычной выставки. Вместо рам с полотнами – видеоэкраны. Только посетители задерживаются на десяток секунд подольше – надевают наушники, следят с полминуты за видео и проходят дальше.
К приходу Энта Дикинсона большая часть посетителей уже усвоила предложенный медиа-арт. Несколько десятков человек толклись в коридоре, демонстрируя силу притяжения стола с вином и печеньками.
Англичанин прошел к пианино. Он играл, а проектор за ним демонстрировал, как это же пианино разносят в щепки топор и циркулярная пила. Такой параллельный концерт виртуозной игры на пианино шуруповертом. Нервирующие звуки строительных инструментов вплетались в привычную музыку.
У Дикинсона вообще своеобразный вкус к музыке. На выставке есть еще два видео, на которых он методично разламывает пианино, скрупулезно снимая звук погибающего инструмента.
- Вы сколько пианино разбили? – спрашиваю автора.
- Три.
- А в чем смысл?
- Не знаю.
- Просто так, то есть?
- Наверное, это переход от жизни к смерти… Хотя да, я просто получаю удовольствие от процесса.
Но смерть – это в точку. Смерть прошлой, аналоговой жизни просвечивает сквозь весь «Киберфест». Китаец Лей Лей собрал анимацию из пленок, найденных на окраине Пекина. Тысячи снимков должны были переработать и выделить из них нитрат серебра.
Даже куратор выставки поддалась эстетике вымирающего аналога. Анна Франц демонстрировала видео на цифровом экране, вставленном в разбитый кинескоп. Собственно эта работа и попала на афишу выставки.
Даже загадочное видео норвежца Свена Палссона с бегущим в темноте человеком можно истолковать, как нынешнюю торопливую жизнь, большую часть которой мы проводим в виртуальной реальности. Из визуальных впечатлений остаются только парковки, строительные заборы и вечные задворки непонятно какой парадной жизни.
Оторвалась от земли только англичанка Никола Рэй. Она дала зрителям свободу. В космической инсталляции можно поиграть на треугольнике и сгенерировать самим абстрактный визуальный ряд.
Впрочем, выставка – еще не весь «Киберфест». Интересующихся ждут мастер-классы с непредсказуемыми названиями «Будущие жертвоприношения второстепенных богов» или «Субъективация звука».
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36