Секция «Театр» против театра военных действий

24 ноября 2015, 00:54
Версия для печати Версия для печати

О работе одной из самых открытых для горожан секций грядущего IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдет с 14 по 16 декабря, – секции «Театр» – рассказали художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова Андрей Могучий (руководитель секции), художественный руководитель Александринки Валерий Фокин и ректор РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств – новое название Академии театрального искусства) Александр Чепуров.

Секция «Театр» будет работать на Культурном форуме в третий раз. Как и в прошлые годы, открытые профессиональные симпозиумы и актуальные круглые столы будут соседствовать в ее программе с яркими значительными ожидаемыми премьерами и показами лучших достижений российского театра от «Золотой маски».

В этом году «Маска» представит «Вечер одноактных балетов» Театра оперы и балета из Екатеринбурга (13 декабря на сцене Александринского театра) и спектакль «Самоубийца» Сергея Женовача, поставленный им в его театре «Студия театрального искусства» – 15 и 16 декабря на сцене Молодежного театра на Фонтанке (спектакль только что номинирован на соискание главное театральной премии страны).

Также к Форуму приурочена премьера в Большом драматическом театре – московский режиссер, художественный руководитель Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков 14 декабря выпустит на основной сцене БДТ спектакль «Война и мир Толстого». «Жанр этого спектакля режиссер определил как путеводитель по роману Толстого, – уточнил Андрей Могучий. – Главную роль в нем, как ни неожиданно это прозвучит, сыграет Алиса Бруновна Фрейндлих. Спектакль станет одним из ключевых событий, завершающих Год литературы в России». О второй премьере БДТ, которая тоже будет сыграна в рамках форума, но останется в репертуаре театра, скажем ниже. Здесь же отметим, что Александринский театр также представит на форуме два спектакля – оба по классике, оба имеют отношение к творчеству великого режиссера XX века Всеволода Мейерхольда и оба ныне идут в репертуаре театра в постановке Валерия Фокина: «Ревизор» (14 декабря) и «Маскарад. Воспоминания будущего» (15 декабря).

Валерий Фокин, Андрей Могучий и Александр Чепуров
Валерий Фокин, Андрей Могучий и Александр Чепуров

Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова

Такой выбор для Форума сделан неспроста. Дело в том, что оба эти спектакля содержат элементы реконструкции постановок почти вековой давности – результат кропотливой работы не только режиссера, но целого отдела исследователей театра. Работа эта в Александринском театре проходит под руководством профессора Александра Чепурова, который рассказал журналистам, что симпозиум «Театральное наследие: сохранение, реконструкция и переосмысление сценических текстов», который пройдет в рамках Форума, весьма удачно рифмуется с тем фактом, что Форум в этом году проходит под знаком 70-летия ЮНЕСКО, организации, как раз и занимающейся сохранением культурного наследия человечества. Вряд ли кто-то из театральных дилетантов когда-либо задумывался над тем, что театр – в отличие от живописи или музыки – искусство, как выразился Чепуров, сиюминутное. Его крайне сложно зафиксировать. Поскольку любая фиксация – включая и видео – предполагает выбор того, что фиксируется, субъективизацию. Текст, таким образом, теряет аутентичность. И существуют целые школы – и петербургская школа среди них лидирует – по реконструкции мировых исторических театральных текстов. «Но одно дело просто сохранить театральный текст, – заметил Чепуров, – а другое – сделать его полезным для современного театра». То, как работает режиссер Валерий Фокин с театральными текстами Мейерхольда, по словам Чепурова, подвигает к творческому переосмыслению этих текстов, помещает их в сегодняшний театральный контекст прямо в рамках спектакля и позволяет им влиять на современную режиссуру. О подобных актуальных реконструкциях и поговорят ученые мирового уровня на грядущем культурном форуме.

Тема второго круглого стола в рамках Форума более очевидна и понятна непосвященным: «Социальный театр: история, мировой опыт, перспективы развития». Дискуссию на Форуме будет модерировать Борис Павлович, руководитель социально-просветительских проектов БДТ. «У социального театра в приоритете находится этика, – сказал Павлович. – На этом круглом столе мы попытаемся осмыслить ту пользу, которую может принести обществу театр, вторгаясь в социальное пространство». К сожалению, приходится признать, что в России в данный момент социальный театр далек от системности и масштабности, у нас с этим направлением, которое даже в советские времена лидировало на уровне Европы (вспомним, как минимум, опыты Александра Брянцева и Зиновия Корогодского в ленинградском ТЮЗе), – проблемы. Для худрука БДТ Андрея Могучего социальная работа театра – один из приоритетов. Он не раз озвучивал свою позицию, что именно национальный театр может привлечь к этой проблеме внимание на самом высоком уровне. Так что одним из основных направлений работы театральной секции на Форуме станут дискуссии на тему потенциала театра в непосредственной помощи самым разным, в том числе, неадаптированным к сегодняшней реальности слоям населения. В частности, на Учебной сцене БДТ пройдет мастер-класс «Театр Угнетенных Аугусто Боаля: теория и практика». Бразильский режиссер и педагог Аугусто Боаль разработал модель форум-театра, в котором актеры и зрители сосуществуют на равных и даже могут меняются местами в поисках решения актуальных проблем. Мастер-класс на Форуме проведет ученик и последователь Боаля, гость из Англии Адриан Джексон.

В рамках этой же, социальной подсекции будет представлена и вторая премьера БДТ – спектакль «Язык птиц» по суфийской философской поэме Фарида ад-Дина Аттара. Этот спектакль под руководством режиссера Бориса Павловича артисты БДТ создавали вместе со студентами центра «Антон тут рядом», объединяющего взрослых людей с аутизмом – в составе примерно 50 на 50. «Я хочу подчеркнуть, что это – не терапевтический проект, – заявил собравшимся Борис Павлович. – Спектакль «Язык птиц» – это художественное произведение. В течение года случавшиеся на репетициях наши внутренние открытия станут открытиями, я надеюсь, и для тех, кто придет на спектакль». В свою очередь, Андрей Могучий подтвердил, что БДТ планирует репертуарные показы этого спектакля и уточнил, что, если терапевтический эффект и есть, то он, определенно, взаимный.

Наконец, важнейшим событием в рамках секции «Театр» станет круглый стол, посвященный особенно острой на сегодняшний день теме: «Авторский театр. Границы интерпретации классических текстов». Представлявший это событие Валерий Фокин отметил, что проблема границ интерпретации классических произведений выходит сегодня за рамки эстетические. По словам Фокина, «благодаря свободному рынку – в том числе и в сфере искусства – мы так многое расшатали, что чиновники не могли остаться в стороне». «И ладно бы дискуссии шли только на профессиональной территории, – сказал Фокин, – но чиновники начинают опираться на суждения непрофессионалов, и это, увы, становится системой. В провинции при управлениях культуры возникают общественные советы, которые состоят из библиотекарей, бывших чиновников, а ныне пенсионеров, из кого угодно. И люди, не имеющие к театру никакого отношения, начинают рассказывать профессионалам, как надо ставить спектакли по классике. Мне довелось читать статью про то, что Лев Додин неправильно интерпретирует Чехова, а я – Гоголя, и статья эта была подписана доктором технических наук. Представляете, если это станет нормой?» Далее Валерий Фокин поделился своим опытом как Президента Гильдии режиссеров России: полгода назад в Тильзите на спектакль о блаженной Ксении Петербургской явились монахини, и им не понравилось, что в спектакле молодого режиссера по пьесе Вадима Леванова, Святая обличает попов за мздоимство. В результате сцену из спектакля вымарали, несмотря на то, что Фокин по поручению Гильдии режиссеров написал письмо губернатору, защищая права режиссера.

Как ни прискорбно, саму эту острую тему спровоцировала организация, созданная два года назад, которая в последнее время набирает вес в официальных кругах – Институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. Именно в этом институте была организован семинар с названием, которое в любой цивилизованной стране прозвучало бы дикостью: «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях». Свои права на классику заявляли по большей части культурологи и филологи, в крайнем случае, искусствоведы. Однако обсуждали они как раз практиков, чья свободу творчества закреплена действующей конституцией.

Впрочем, и Валерий Фокин, и руководитель секции «Театр» Андрей Могучий убеждены, что именно сейчас самое время садиться за стол переговоров и учиться слушать и слышать друг друга, поэтому в дискуссию будут вовлечены и представители упомянутого Института им. Д.С.Лихачева, и ведущие практики российского театра – Анатолий Васильев, Лев Додин, Юрий Соломин, Кирилл Серебренников, Борис Юхананов, Дмитрий Крымов, и представители мирового театрального искусства Лука де Фуско (Италия), Тийт Оясоо (Эстония), Ян Клята (Польша), Аудронис Люга (Литва), Андрей Жолдак (Украина) и многие другие.

- Сегодня, когда «мир – театр» каждую минуту грозит превратиться в театр военных действий, людям культуры как никогда важно быть вместе, снова и снова учиться вести диалог, какими бы разными не были наши точки зрения, – сказал Андрей Могучий. – И мы бы хотели, чтобы этот диалог не закончился вместе с Форумом, а продолжался. Мы относимся к Форуму как к площадке, на которой стартует то, на что можно опереться в минуты потери равновесия.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>