В БДТ в день 100-летия Товстоногова открыли бюст Мастера и рассказали о планах театра

28 сентября 2015, 16:00
Версия для печати Версия для печати

Сегодня в Большом драматическом театре, носящем имя Георгия Александровича Товстоногова, отмечают столетие этого выдающегося режиссера второй половины XX века, который руководил БДТ с 1956 по 1989 год и при котором этот театр обрел мировую славу и значение. Торжества начались в полдень с открытия бюста Товстоногова в променуаре второго этажа, прямо над парадной лестницей. Теперь Георгий Александрович будет встречать всех гостей БДТ XXI века.

На торжественную церемонию открытия бюста собрались художники и чиновники. Соратники Товстоногова – художник Эдуард Кочергин, создавший с Товстоноговым более 30 спектаклей, артисты золотой товстоноговской гвардии народные артисты СССР Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, друзья и родственники Товстоногова. А также вице-губернатор по культуре Владимир Кириллов, председатель комитета по культуре Константин Сухенко и многочисленные журналисты. Соратники Мастера говорили так, словно «Гога» (так все в театре звали Товстоногова) – не медный, а живой, поздравляли его с днем рождения. Один из создателей памятника, скульптор Вячеслав Бухаев уточнил, что это Товстоногов, уже обретший мировую славу. Мастер и в самом деле выглядит строгим и суровым. Впрочем, судя по рассказам очевидцев, он всегда становился таким, когда надо было сделать выбор, высказать принципиальную позицию, защитить своих, шире – отечественную культуру, соотечественников. На пресс-конференции Олег Басилашвили рассказал историю о том, как Товстоногова и нескольких артистов БДТ пригласили в ЦК КПСС – и важный чиновник задал вопрос: «Чем вы недовольны?» – причем, предупредил, что спрашивать будет всех по очереди. Артисты очень испугались. И даже закурить было нельзя, чтобы снять стресс – Центральный Комитет все-таки. И тогда Товстоногов неожиданно и резко произнес: «Вами! – и показал при этом на портреты членов Политбюро. – Почему вы нам, художникам, не доверяете? Почему не даете дорогу молодым? Почему не позволяете им свободно работать? Возглавлять театры?» И тут Гога достал зажигалку, щелкнул ею и закурил, невзирая ни на какие запреты. После этого никто никому вопросов уже не задавал.

Впрочем, на пресс-конференции Олег Валерианович Басилашвили признался, что вчера пересмотрел встречу Товстоногова со зрителями в Останкино. И в очередной раз пережил ощущение колоссального масштаба личности Георгия Александровича, восхитился его умением «смотреть вглубь, а не скакать по верхам, как это теперь полагается». Также артист признался, что испытывает горечь и одиночество и огромное уважение к тому явлению, которым был и остается Георгий Александрович, и благодарность судьбе за годы, проведенные с ним.

Главный художник БДТ Эдуард Кочергин выразил уверенность, что Товстоногов, появившийся в театре в виде памятника, поможет театру жить сегодня и не совершать ошибок. А молодой художник Вера Мартынова, создавшая инсталляцию «Товстоногов. Архивные материалы», которая, по ее словам, «работает, только когда люди приложат усилия» (черный экран, установленный в Греческом фойе, начинает транслировать образы Товстоногова, только когда тот или иной зритель устремляется к нему), поделилась ощущением, что никогда и нигде не встречала усилий такого масштаба и качества, как те, что прилагаются в БДТ ко всему, что связано с наследием Товстоногова.

И художественный руководитель театра Андрей Могучий объяснил, почему поддерживает эту важную работу, связанную с наследием Мастера: «Отличительной чертой Товстоногова-художника было острое чувство времени, и в этом смысле мы все являемся его учениками».

Также Могучий рассказал, что специально к 100-летию Товстоногова изданы три книги: монография исследователя театра Елены Горфункель о режиссуре Товстоногова и двухтомник, где собрано наследие Мастера (второе издание, доволненное) – записи репетиций, статьи о нем тех, кто непосредственно был с ним связан в ежедневной творческой работе. Также в БДТ в данный момент работает лаборатория молодых режиссеров, которые изучают наследие Товстоногова – и в ноябре должны выпустить спектакль, которые будет называться так же, как самый известный сборник статьей Товстоногова: «Зеркало сцены».

В завершение пресс-конференции Андрей Могучий рассказал о планах театра на сезон. По его словам, все спектакли, которые выйдут на разных сценах БДТ в сезоне 2015/16, будут так или иначе связаны с Товстоноговым. Первой премьерой станет спектакль по книге главного товстоноговского художника Эдуарда Кочергина «Крещеные крестами», удостоенной премии «Национальный бестселер» – его выпустит на малой сцене известный режиссер и педагог Вениамин Фильштинский. Затем в ноябре состоится премьера спектакля «Игрок» с одной из любимых товстоноговских актрис Светланой Крючковой в роли «бабушки» Антониды Васильевны Тарасевичевой. В декабре выйдет спектакль авторитетного московского режиссера Виктора Рыжакова по мотивам романа «Война и мир» – актуализация классики была, как известно, коньком Георгия Александровича: кроме того, в спектакле будет занята Алиса Фрейндлих. Олег Басилашвили выбрал для следующей своей работы на родной сцене рассказ Татьяны Толстой «Петерс». А после нового года сам Могучий приступит к работе над «Королем Лиром» с Валерием Ивченко, артистом, которого в 1983 году привез в Ленинград из Киева Георгий Александрович Товстоногов, сделав его корифеем своей прославленной труппы.

Напомним, что торжественный вечер, посвященный столетию Г.А.Товстоногова пройдет сегодня на основной сцене БДТ в присутствии членов семьи Мастера, его друзей, соратников, учеников, всей труппы Большого драматического театра им. Товстоногова. Постановкой церемонии занимается режиссер Виктор Крамер, выпускник последнего товстоноговского курса.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>