Что смотреть на фестивале «Послание к человеку»: выбор "Фонтанки"

24 сентября 2015, 22:37
Версия для печати Версия для печати

Начиная с пятницы в кинотеатрах города будет проходить один из самых представительных кинофорумов в России – «Послание к человеку». В этом году он окончательно вернулся из многолетней спячки: обзавелся новыми кураторами программ и заполучил почти все важные фильмы — от скандальной «Любви» Гаспара Ноэ до российской премьеры «Франкофонии» Александра Сокурова. В общем, зрителям пропускать это событие никак нельзя; программа, как обычно, до невозможности насыщена, успеть посмотреть всё примечательное физически невозможно. Но мы попробовали выбрать самое важное.

Небесное тело
Родина, 26 сентября, 20.00

Небесное тело
Небесное тело

Фото: message2man.com
 

В прошлом году «Послание» заполучило дебютную ленту главной надежды европейского кино сегодняшнего дня – «Чудеса» итальянки Аличе Рорвахер. Из автобиографии, переживаний, воспоминаний, рефлексии режиссер конструировала волшебное, невероятное по выразительности и простоте высказывание. В этом году не только покажут ее вторую ленту, «Небесное тело» – ее еще и представит сама Рорвахер. Сюжет второго фильма — снова про семью, снова про подростков, снова про познание мира.

Дипан
Аврора, 26 сентября, 17.00



Фото: message2man.com

Одна из важнейших премьер — новая лента Жака Одиара, лидера современного французского кино, трудолюбивого, усердного и всегда уместного. Прошлая его лента – «Облака Зильс-Марии» – была в программа Медиафорума в прошлом году и представляла собой классический бенефис выдающейся актрисы Жюльет Бинош, эффектно обставленный и душещипательный. «Дипан» – злободневное, актуальное, колючее кино. Заглавный герой — бывший тамильский военный, сбежавший из Шри-Ланки в Париж, и теперь коротающий дни, работая сторожем. Конечно, это не про жизнь низов, а про самое актуальное: Восток и Запад, которым опять не разойтись на одной дороге.

Взгляд тишины
Великан, 27 октября, 18.00



Фото: message2man.com

Два года назад на «Послание» привозили самую заметную неигровую ленту последнего времени – «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера. В ней режиссер предлагал двум палачам, чьими руками творился террор в Индонезии, рассказать о своих «подвигах». Те на протяжении двух часов радостно отчитывались о том, как здорово насиловали, пытали, душили. И только однажды в их глазах мелькало что-то вроде осознания, что за преступления они совершали: когда один палач решил показать на своем коллеге, как он классно придумал надевать на допросе пакет на голову заключенному. Более беспощадного произведения искусства, пожалуй, не бывало — «Акт» говорил о человеке как о животном, неспособном рефлексировать и сопереживать, движимом только инстинктами. «Взгляд тишины» – вторая часть «Акта». Шума он вызвал меньше, но беспощадности здесь, пожалуй, побольше: теперь в кадре — жертвы палачей. Которые, спустя годы, медленно превращаются в своих мучителей.

Я – Шарли
Великан 29 сентября, 15.30



Фото: message2man.com

Самый актуальный — буквально сводки с полей — фильм программы, как легко догадаться по названию, посвящен зимнему теракту в редакции журнала Charlie Hebdo. Даниэль и Эмманюэль Леконты не наживаются на жареной теме — их задача иная. Собрать на экране мемориал по жертвам нескольких терактов (расстрела редакции, убийства полицейского, атаки на евреев), лишенный излишней сентиментальности и эксплуатации темы. В России ленту показывать точно нужно — похоже, здесь не все понимают масштаб катастрофы. Чтобы каждый смотрящий в любой стране мог его прочувствовать, фильм и сняли.

Ретроспектива фильмов Владимира Кобрина
Родина, 27 сентября, 17.00
Родина, 28 сентября, 18.00

Два дня на «Послании» будут показывать фильмы Владимира Кобрина, самого необычного советского режиссера и последнего русского киноавангардиста. Он много лет работал на Центрнаучфильме, снимал короткометражные учебные фильмы, которые и теперь смотрятся революционно. Но покажут не их, а то, чем Кобрин занимался последние десять лет жизни — картины перестроечные и снятые в девяностые. А это уже совсем другое: невероятные по свободе высказывания монтажные теракты на пленке – абстрактные некрореалистские полотна. Глядя на них, сам начинаешь тосковать по «России, которую мы потеряли» и золотым девяностым. Действительно, чудесное было время — невероятной свободы творчества и непрекращающегося эксперимента.

Ловушка
Великан, 30 сентября, 20.00



Фото: message2man.com

Еще одним гостем «Послания» станет Брийанте Мендоса, филиппинский автор, снимающий эффектные визуальные симфонии. В программе «Кино сверхреальности» Мендоса представит свой новый фильм «Ловушка». Сюжет ленты завязан на родственниках жертв разрушительного тайфуна — одна ищет останки своих близких, другой примыкает к религиозной секте, третий скрывает гибель матери от маленькой сестренки. В общем, трагедия для каждого из персонажей оборачивается той самой ловушкой, горе загоняет их в жуткий сумрак, выбраться из которого почти невозможно.

Игра в прятки
Великан, 30 сентября, 22.00



Фото: message2man.com

 Еще одна программа, целиком достойная внимания – «50 оттенков всякого». Под этой шапкой собрали очень откровенные фильмы про молодость и сексуальные переживания. Если выделять какую-то одну ленту — особо стоит отметить «Игру в прятки», отточенную, пастельную британскую ленту про компанию молодых людей, сбежавших загород. Там, на лоне, с позволения сказать, природы, они начинают играть. В не всегда невинные игры. Получается такая идеальная версия «Мечтателей», только без политического подтекста и левацкого пафоса. Просто про молодость — жестокую и прекрасную.

Кладбище великолепия
Великан, 1 октября, 21.45



Фото: message2man.com

Режиссера с невыговариваемыми для европейского уха именем и фамилией Апичатпог Вирасетакул мир узнал после того, как его лента «Дядюшка Бунми, который помнит все свои прошлые жизни» получила в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Это событие ознаменовало признание киносообществом, маститыми мэтрами, наконец, владельцами кинотеатров языка современного искусства в кино. Сложное, необычное, медитативное, визуально отточенное кино неожиданно перестало быть уделом сугубо фестивальным и выплеснулось в прокат. Новая работа Апичатпонга – «Кладбище великолепия» – хорошо уже своим названием. Сюжет — еще круче: сраженных сонной болезнью солдат привозят во временный лагерь, размещенный на древнем священном месте. И бойцы оказываются в мире, населенном призраками и видениями.

Похищенные ради Христа
Великан, 2 октября, 17.15



Фото: message2man.com

Не столько фильм, сколько программа, которая очень даже достойна внимания – «Верю не Верю». Ее собрали из документальных лент о религии и вере — об их силе, о том, как этими чувствами манипулируют. «Похищенные ради Христа» – характерный и, может быть, самый скандальный пример. Это не режиссерская работа — скорее, свидетельство: миссионер Кит Логан отправилась с камерой в христианские исправительные школы, разбросанные по всему свету, в которые американские родители отправляют своих детей, трудных подростков. Она на полном серьезе хотела снять гимн о том, как вера исправляет нравы общества. А получилось разоблачение бесчеловечных методов воспитания, которые применяются к юношам в этих колониях.

Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией
БДТ, 2 октября, 19.00



Фото: message2man.com

Самое шумное событие фестиваля ожидается под занавес — на закрытии состоится российская премьера «Франкофонии» Александра Сокурова. Представлять ни режиссера, ни фильм совершенно не нужно: стоит только напомнить, что ленту снимали в Лувре, посвящена она жизни европейского храма культуры (вернее, самой культуры) во время войны. И нужно добавить, что более злободневной ленты придумать невозможно: Сокуров, конечно, задается вечными вопросами, но делает это всегда вовремя. Сейчас правда нет проблемы актуальнее, чем отвлеченное, казалось бы, размышление о судьбе культурного наследия.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру» 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>