Бог – в цифре: в городе пройдет Первый фестиваль AV-искусств

22 сентября 2015, 05:44
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге в Музее стрит-арта на территории Завода слоистых пластиков пройдет первый фестиваль аудиовизуальных искусств HPL (High Pressure Laminates, в переводе как раз и означает «слоистый пластик»). Однодневный форум, который начнется в 19.00 26 сентября и продлится до 7 утра, соберет два десятка медиахудожников, саундартистов и диджеев из Японии, Германии и России. О том, что такое аудиовизуальные искусства «Фонтанка» побеседовала с кураторами фестиваля – медиа-артистами Андреем Свибовичем и Максимом Свищёвым.

- С аудиовизуальными искусствами нет ясности. Что это вообще такое, что сейчас понимается под этим термином?

Андрей Свибович (далее — АС): – Ну вот например кино — это аудиовизуальное искусство? Формально да — там есть звук и изображение. Но все же в современном мире под AV-искусствами понимается нечто принципиально другое.

- Так что же именно? Обычный видеоклип, например, или виджеинг — это AV-искусства или нет? В чем разница между AV-искусством и чем-то другим, формально на него похожим?

АС: – Разница в принципиальном подходе. Клип — это просто отснятая картинка, наложенная на звук, виджеинг — это тоже подбор изображений к аудио. AV-искусства основываются в первую очередь на технологиях; здесь звук и изображение связаны неразрывно. Как правило, в AV-произведение (инсталляцию или живое выступление) заложен генеративный контент – который генерится непрерывно. Это происходит так: есть какие-то данные, которые шлет алгоритм случайных чисел или программа. Эти данные порождают изображение и звук — сразу единым потоком.

Например, на фестивале HPL будет выступать японский AV-артист Intercity Express. В его лайвах изображение генерится звуковыми импульсами. Может быть обратная ситуация: цветовые паттерны — расположение, геометрия цветов, скорость их изменения — преобразуются в звуковые частоты. В основе всего лежат программы, чаще всего их называют шейдерами. Бывает, что одни и те же данные создают и изображение, и звук. Вариантов связок — что на кого действует, и в какой последовательности – может быть довольно много.

Максим Свищёв (далее – МС): – Как правило, современное AV-искусство создано поколением медиа-артистов, которые мыслят новыми формами. Они воспитаны интернетом, компьютерами и гаджетами. Человек мыслит не отдельными образами, а движущейся картинкой со звуком. Рождается новый образный язык — на нем и общаются люди.

- Если в основе AV лежат технологии и программы, то непонятно — почему это все-таки искусство.

АС: – С тех пор, как изобрели цифровой компьютер, технологии развивались в невероятном темпе: это очень хорошо видно по Голливуду, поскольку кинематограф использует все самое передовое. Технологии сейчас развились так, что ими стало можно пользоваться как живописью. Пластика, качество изображения, скорость потока информации и преобразования данных стали настолько высокими, что позволяют мыслить живописно и не ограничивать себя, как это было буквально несколько лет назад. Современные медиа-художники и саунд-дизайнеры, которые выделяются ярким почерком, идут своим путем. Вместо того, чтобы смешивать краски, как это делали живописцы на протяжении веков, они пишут коды и алгоритмы.

МС: – Мы движемся туда, где художник выступает не просто человеком, который пишет или рисует. Художник становится творцом в самом прямом смысле: он создает систему мировоззрений, взаимоотношений отдельных элементов (и сами эти элементы), создает вселенную, которая сама будет развиваться. Это новый виток в искусстве. Дальше этот мир может развиваться сам — и в ту сторону, куда мы даже не предполагаем.

- В этой картине не хватает одного важного элемента: зрителя. Где гарантии, что зритель оценит красоту идеи, заложенной в коде?

АС: – AV-искусство захватывает оба центра — слуховой и визуальный. Воздействие происходит через два основные канала. Происходит полное погружение в инсталляцию. Искусство заполняет пустую форму и вдохновляет человека. Мне суть AV-искусства представляется довольно наивной: оно стремится не к концептуальной истории или к закрученному сюжету, а к прямому художественному воздействию при помощи формы и за счет метафизического смысла.

- Так вы стремитесь зрителя в транс погрузить?

АС: – Нет. Транс – это четко определенный медицинский термин. А тут – другое. Например, мне очень нравится Ван Гог, я смотрю на него долго и погружаюсь куда-то — это можно назвать трансом? Нет. Это можно назвать погружением в метафизический мир, в эфемерность. Транс — это музыка техно, когда однообразный ритм гипнотизирует человека и заставляет его погружаться в себя. Инсталляция же погружает человека в инсталляцию, а не в тебя самого. Это попытка трансформировать энергию, которая есть в человеке, в духовное чувство.

Новое поколение воспринимает AV-искусство, как родное. То, что они видят каждый день в интернете — мышление, скорость, легкость графики, движения — для них это native, родной язык в форме искусства. Детей привлекает зрелищность — игра красок и геометрии. Взрослые люди испытывают эффект «вау», они просто никогда такого не видели.

- Получается, AV-художнику для самовыражения достаточно просто мощного компьютера?

МС: – Для экспериментов действительно достаточно компьютера. Но на выходе нужны большие площадки и серьезное оборудование — а это весьма недешево и сложно.
Скажем, на фестивале HPL главной площадкой станет ангар площадью 2000 квадратных метров, с высотой потолков 13 метров. Это пространство — мы назвали его Mediaspunk, – задействуется впервые; оно самое крупное в России и в Европе для таких мероприятий. После фестиваля там будут проходить выставки – круглый год. Также нам на фестивале требуются мощнейшие проекторы, и так далее.

АС: – Эта ночь будет насыщена живыми аудиовизуальными выступлениями — в мире появился термин Live AV, и мы его стараемся придерживаться. Этот жанр сейчас формируется, хотя многие путают с диджей-сетом или перформансом. В пространстве Mediaspunk будут именно лайвы, и еще одна интерактивная светозвуковая инсталляция — это авангард AV-искусств.

- На что похож Live AV? Если вы говорите, что главное — это код, в чем роль автора?

АС: – Это как в музыке: импровизация на заданную тему происходит в рамках гармонии. Она развивается по каким-то правилам в контексте произведения. Так и здесь: сохранен один образ — это может быть цветовое сочетание, набор звуков, их последовательность. Есть заготовленная тема — а вариации исполняются в живую. Не бывает двух одинаковых лайвов.

- В афише фестиваля HPL русских и иностранных артистов примерно поровну. Это отражает мировую ситуацию в сфере AV-искусства?

АС: – Да, AV-искусство — одно из немногих, где мы не отстали; ведь за годы культурной изоляции упущено было очень многое. Когда я захожу в галерею Saatchi или в «Тейт Модерн» — я не вижу русских имен. А на фестивале Mutek в Монреале или на главной премии медиа Ars Electronika в Австрии был целый шоу-кейс русских. Мы постоянно встречаем в топах отечественных медиа-художников или саунд-артистов. В других местах русских нет. Другое дело, что многие из этих русских живут за границей, и нет какого-то особого узнаваемого почерка у русских — как, например, у японцев, которые создали свой стиль.

MC: – Все новые работы, создаваемые в мире, практически сразу можно увидеть в интернете, плюс в России пиратский софт, что дало художникам большой толчок для развития, занимающимся компьютерной графикой. К тому же, у многих программ, которые мы используем, открытый код. А программа очень поддерживает художника.

- Вы упомянули лондонские галереи современного искусства — в каких отношениях находится AV-искусство с прочим контемпорари артом (contemporary (англ.) – современный. – Прим.ред.)?

АС: Я всегда испытывал смущение по поводу контемпорари-арта. Мне кажется, он потерял главное. Ведь изначально в искусстве была заложена идея служения. Все искусство было ритуальным, было направлено к богу и развивалось от религии. В ХХ веке художники отделились от служения — и появилось массовое искусство, то есть китч. Оно потеряло функциональность.

Мне кажется, это главная функция искусства — вдохновить человека. Удивлять, отвлекать от повседневности, заставлять видеть мир по-другому – более красивым, более богатым, где открыты более широкие возможности, – эта наивная идея в полной мере воплощается в AV-искусстве.

MC: - Люди устали от того, что они приходят на выставку и ни черта не понимают — это похоже на надувательство. Если бы современное искусство не стоило гигантских денег, на него никто не обращал бы такого внимания. А люди думают — раз так дорого, то я, наверное, просто ничего не понимаю. А хочется делать что-то искреннее.

АС: – Я недавно прочел статью о том, что сейчас потеряна связь между богом и человеком — но остались отношения между богом и вещью. Возможно, сейчас бог живет в цифре, в коде, в распределенном цифровом сознании.

- У нас в Петербурге это первый фестиваль со времен Yota Space, то есть за 5 лет. А что в мире происходит?

АС: – В мире AV-искусство развивается невероятными темпами. Просто оно настолько молодое, что не появилось еще кураторов, стандартов, шаблонов. Среди фестивалей самый влиятельный и масштабный — это уже упоминавшийся Mutek в Монреале; он проводится уже несколько лет. В Южной Америке очень активно развивается AV-направление. Например, 26 сентября Mutek первый раз будет проходить в Боготе, в Колумбии. Многие европейские фестивали электронной музыки, например Sonar, повернулись в сторону AV – сейчас чуть не половина выступлений стали аудиовизуальными.

В Москве тоже есть много интересного: фестиваль «Ночь новых медиа» в Никола-Ленивце, Plums Fest, выставки «Life Zone» и «Сингулярность» в галерее «Марс» и «Марс» сам по себе. Электронная гостиная Политехнического музея, Polytech.Science.Art. Нет никаких сомнений, что за AV-искусством будущее; просто сейчас критическая масса еще не достигнута.

Марфа Хромова-Борисова, специально для «Фонтанки.ру»

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Мальчик, который порвал континуум: современное прочтение повести «Сто лет тому вперед»

Написанная в 1978 году Киром Булычевым повесть из цикла о супердевочке Алисе Селезневой сначала легла в основу культового телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», а теперь стала поводом для полнометражной интерпретации. Алиса Селезнева и Коля Герасимов превратились в одиннадцатиклассников, живущих в 2124 и 2024 годах, соответственно, а главное драматургическое новшество состоит в разъяснении загадочной личности Алисиной мамы, мелькающей у Булычева эпизодически.

Статьи

>