Повесть о настоящем человеке: как в БДТ отметили 90-летие Лаврова

16 сентября 2015, 18:52
Версия для печати Версия для печати

В Большом драматическом театре 15 сентября отметили 90-летие Кирилла Юрьевича Лаврова, который был не только всенародным кумиром и по сути, а не по званию народным артистом СССР. В этом театре у него была особенная роль: старшего брата, который заменил осиротевшим коллегам ушедшего отца. С 1989 по 2007 год Лавров держал в своих руках БДТ, и все обитатели этого театра чувствовали себя защищенными от бурь того времени, которому было не до культуры.

Тогда, кажется, культура держалась только на таких людях, как Лавров. От которых невозможно было отмахнуться. «Кирилл Юрьевич был неравнодушным человеком, который хотел сделать мир лучше, добрее, справедливее», – говорилось в телеграмме от Путина, озвученной на вечере его полномочным представителем по Северо-Западу Любовью Совершаевой. В данном случае, президент делится личными впечатлениями – с Лавровым Путин виделся часто. И сейчас думается, что многочисленные и регулярные фотографии встреч одного из самых непререкаемых лидеров отечественной культуры и первого лица государства были одним из самых весомых метафор демократии 90-х.

Лаврова на стало восемь лет назад – он превратился в планету (реальную, носящую имя Актера), в пароход – танкер с его именем на борту бороздит океаны. «Корабль-труженик, каким был тот, чье имя он носит», – как выразилась крестная мать корабля, Алиса Фрейндлих. Но Лавров в то же время и остался здесь – не как кумир или памятник, а как живая, осязаемая субстанция. Остался, прежде всего, в БДТ, где накануне юбилея воссоздали гримерку Артиста, в которой всё теперь выглядит так, как будто хозяин покинул ее секунду назад. Остался в очень конкретных теплых воспоминаниях тех, кто с ним общался. Эта дружба с Лавровым на вечер объединила людей несопоставимых рангов и далеких профессий: участниками одной космической одиссеи, срежиссированной Виктором Крамером, оказались Владимир Кожин, Георгий Полтавченко, вся труппа БДТ во главе с художественным руководителем Андреем Могучим, космонавты, футболисты, представители ЛОМО, директора и худруки городских учреждений культуры и самые простые петербуржцы, для которых планетарный человек Лавров тоже был родным. При этом, все выступавшие – в том числе, и те, кто помогал БДТ материально, говорили о том, что общение с Лавровым, его теплая рука на плече выводили из депрессий и вселяли оптимизм. Выступавших женщин объединяло и еще одно переживание – все они, очевидно, могли бы подписаться под словами о Лаврове-человеке Алисы Фрейндлих: «Нежный, добрый, отзывчивый – и, боже мой, какое мужское обаяние! С ума сойти!»

Про «космическую одиссею» стоит сказать отдельно. Умопомрачительной красоты картинка с двумя гигантскими экранами и огромным шаром в центре, символизировавшим «Планету Лаврова» (так в программке озаглавлен вечер), несомненно, порадовала бы юбиляра. Униальные возможности сцены БДТ, за которые стоит благодарить действующего министра культуры Владимира Мединского и худрука БДТ Андрея Могучего, трудно переоценить. Современный свет, звук, поднимающийся из каких-то неведомых недр «Терем-квартет», исполняющий остроумные, как обычно, вариации на музыкальную тему из к/ф «Укрощение огня», пока на большом экране Лавров в роли авиаконструктора Башкирцева обнимает Аду Роговцеву и запускает в космос первого человека, – все это чаровало и гипнотизировало, окутывало театральной магией. Так что когда на экране появились три космонавта-ведущих, которые не передавали друг другу микрофон, а отпускали его в «свободное плавание», и он приплывал точнехонько в руки следующего оратора, многие даже очень серьезные люди в зале поверили, что перед нами – прямое включение с МКС.

Магия картинки не затмила артистов БДТ, партнеров Кирилла Лаврова по сцене и экрану, которые уже непосредственно – из рук в руки – передавали друг другу микрофон, чтобы вспомнить вполне замечательные моменты из жизни Кирилла Юрьевича. Абсолютным хитом стала история Георгия Штиля. Он рассказал, как Лавров в 1961 году попросил его, имеющего тренерское образование, создать в театре футбольную команду – а Штиль создал две: команда актеров называлась «Лира», а команда рабочих – «Молоток». И как потом, Кирилл Лавров в составе этой «Лиры» во время гастролей БДТ в Аргентине, не забил пенальти местным футбольным гуру – и плакал, как ребенок. «Я никогда больше не видел, чтобы он плакал», – сказал Штиль, тоже с каким-то детским удивлением по поводу давнего события, которое пронес через всю жизнь.

Эффектной и содержательной выглядела идея, чтобы мысли юбиляра озвучивали представители династии Лавровых: сестра, педагог по сценической речи Театральной академии Наталья Латышева, дочь, заслуженная артистка России Мария Лаврова, внучка – актриса стажерской труппы БДТ Ольга Семенова и двоюродная внучка, актриса театра «Мастерская» Вера Латышева. И уж совсем бомбой стал эпизод с чтением дневника матери Кирилла Лаврова, Ольги Ивановны Гудим-Левкович, женщинами семьи – тех страниц, которые начинались со слов «сегодня я поняла, что он у меня должен быть» и заканчивались замечанием молодой матери про двухмесячного сына: «Лоб у Кирки, как у Владимира Ильича».

Но вот когда в финале под живой аккомпанемент ансамбля Джазовой филармонии п/р Давида Голощекина, «Терем-квартета» и ансамбля БДТ сам Лавров (точнее, его видеопроекция на шаре-планете) запел «Голубые города», стало очевидно, что в этом вечере, возможно, слегка затянутом из-за обилия красноречивых выступающих, не хватило этого ни с чем не сравнимого голоса – голоса самого юбиляра, который в течение десятилетий безотказно выполнял ту функцию искусства, которую сам Кирилл Юрьевич назвал главной: заставлял взволнованно биться наши сердца. Почему было не показать отрывок из телеверсии «Дяди Вани», когда на сцену поднялись две партнерши Лаврова по этому спектаклю – Наталья Данилова и Татьяна Бедова – не очень понятно.

С другой стороны, этот вечер принес четкое осознание одной очень значительной истины. Не той, что большой актер и человек Кирилл Юрьевич Лавров жив и с нами – это было и так очевидно, как и то, что у каждого из тех, кто имел счастье общаться с этим человеком, Лавров – свой. На вечере в исполнении Ирины Шимбаревич, заместителя художественного руководителя БДТ, чья феноменальная память хранит историю этого театра за послдение полвека (кстати, именно она воссоздала в историческом объеме гримерку Кирилла Юрьевича) звучали письма, которые при жизни, будучи не просто кумиром, а еще и депутатом, тысячами получал Лавров. Эти письма сохранили невероятные просьбы, обращенные к народному артисту СССР – помочь установить ванну в коммунальной квартире, где живут блокадники, или подарить людям немыслимое счастье – телефон. Но эти эпистолярии сохранили еще и свидетельство об очень страшном времени, в котором человек с его естественными потребностями не ставился ни в грош (и это еще в лучшем случае). И дело не в том, что Лавров находил возможность и мотивации для того, чтобы ходатайствовать и о ванне (которую блокадники стали любовно величать «Ванна Кирилловна»), и о телефоне для своих соотечественников. Дело в том, что Лавров личным примером доказал, что оставаться человеком, «не отрекаться от лица» можно в любые времена, которые, как известно, не выбирают.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>