Театр погулять вышел: гид по фестивалю «Точка доступа: театр в городе»
Центр «Открытая сцена» затеял уникальный в своем роде проект – фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах. В течение двух недель, с 21 августа по 6 сентября, в Петербурге будут показаны пять театральных произведений, созданных/возобновленных специально для фестиваля в таких локациях, куда никому бы не пришло в голову отправляться «в театр»: на заводе, в гипермаркете, в спальном микрорайоне, на воде и в библиотеке. «Фонтанка» составила гид по спектаклям «Точки доступа».
Однако прежде, чем представлять собственно спектакли, стоит сказать два слова о традиции представлений вне театра как такового. До того, как взяться за проект «Точка доступа: театр в городе», организаторы подробно изучили мировую театральную историю, и сообщают зрителям на сайте фестиваля, что театр вне специальных театральных пространств в Европе именуется site specific theatre и бывает двух видов: энвайронмент (environment)-театр и променад (promenade)-театр.
В первом случае, театр обживает самые неожиданные пространства – цеха заводов, бассейны, верфи, торговые залы. Словом, ограничений тут нет, главное, чтобы публика все видела и слышала, а пространство работало на идею. Ну, например, не так давно режиссер Максим Диденко показал эскиз спектакля по пьесе Кэрил Черчилл «Семь еврейских детей» в бывшем кинотеатре «Спартак», который отняли у культурного ведомства с целью вернуть зданию облик церкви, но в здании случился пожар. Стены храма с узнаваемыми архитектурными деталями, но покрытые копотью – практически идеальная декорация для истории, рассказывающей о войне как о безумии, разрушающем основы бытия.
Променад-театр (который в России уже окрестили «бродилками») предполагает наличие маршрута, который участники должны пройти, и сюжета, который раскрывается в процессе прохождения. Классическая и одна из самых знаменитых в Европе бродилок – проект «Remote Х», где на месте неизвестного всякий раз появляется название нового города, куда устремляются авторы идеи этой театральной франшизы – немецко-швейцарская театральная группа Rimini Protokoll. В Петербурге уже второе лето функционирует их совместный проект с БДТ им. Г.А.Товстоногова «Remote Петербург»: зрители (они же и участники) собираются в условленном месте и отправляются в путь, следуя указаниям голоса в наушниках, превращаясь то в стаю, то в демонстрацию, гуляя задом наперед, разглядывая привычные пейзажи с неожиданного ракурса – а в результате меняя взгляд на мир, общество и самих себя.
В рамках фестиваля «Точка доступа: театр в городе» будет показан один спектакль в стиле «променад» и четыре – в нетеатральных интерьерах: на заводе слоистых пластиков, в строительном гипермаркете, на поднятом со дна Невы дебаркадере и в библиотеке. Что характерно – все спектакли пройдут в удаленных от центра районах (даже библиотеку организаторы выбрали в районе Ленинского проспекта) и не один, а десятки раз, чтобы все желающие смогли удовлетворить свою потребность в нетрадиционном театре, пока и в этой сфере человеческой жизнедеятельности это слово не стало одиозным.
Спектакль «В сторону белого КАМАЗа» 18+
Бродилка-квест, растянутая на пять километров в районе метро «Удельная»
Драматург, активно сотрудничающий с «Театром.DOC» Всеволод Лисовский для начала занялся тем, что опросил жителей микрорайона «Удельная» на предмет народного фольклора – баек, страшилок, анекдотов, легенд, etc, связанных с историей и сегодняшней реальностью конкретной петербургской окраины. Потом собрал эти истории в единый сюжет, создав альтернативный атлас знакомой всем местности – получилась карта коллективного бессознательного одного из спальных районов мегаполиса.
Драматург спектакля в жилом микрорайоне «В сторону белого КАМАЗа» Всеволод Лисовский широко известен благодаря придуманной им «Акын-опере» в московском «Театре.doc». Этот проект был удостоен «Золотой маски».
И вот именно руководствуясь этой картой и разными другими условным знаками (нарисованными на асфальте, написанными на огромных щитах и так далее), зрители и будут гулять по микрорайону вокруг бывшего кинотеатра «Уран», который с некоторых пор принадлежит проекту «Открытая сцена» – и открывать для себя новые смыслы старых городских пейзажей. Преображать по мере сил улицы, дворы, парки, переулки и даже магазины будет театральная команда, состоящая из двух художников – Александры Ловянниковой и Алексея Лобанова, и одного режиссера – Веры Поповой.
Слева направо: художники Александра Ловянникова и Алексей Лобанов, драматург Всеволод Лисовский, режиссер Вера Попова. Команда Поповой, Ловянниковой и Лобанова уже зарекомендовала себя спектаклем «Камера обскура» на Новой сцене Александринки.
Это та самая троица, которая замечательным образом умудрилась рассказать без слов, а с помощью одних лишь зримых образов, объектов и видеопроекций набоковскую «Камеру-обскуру» на Новой сцене Александринки. В сюжете присутствуют, кроме вынесенного в заглавие белого КАМАЗа – известного покровителя всех любителей путешествовать автостопом, еще и древнегреческие боги, древнескандинавские боги, Женщина-кошка, а также призрак персонажа «Кавказской пленницы» Шурика.
Даты, время: 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30 августа, 1, 2, 3, 4, 5, 6 сентября, начало в 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00
Старт маршрута: кинотеатр «Уран», Ярославский пр., 55, метро «Удельная»
Спектакль «Кентерберийские рассказы» 12+
Один актер для одного зрителя в строительном гипермаркете
Как видно из возрастного ограничителя, в спектакле не будет фривольностей, какие обнаруживаются в фильме Пазолини. Их, кстати, в такой мере нет и в первоисточнике – произведении английского поэта XIV века Джеффри Чосера, который создал текст из новелл, рассказанных паломниками к мощам святого Томаса Беккета в Кентербери.
Пятикурсники Петербургской театральной академии Ярослав Рахманов и Петр Чижов, ученики маститого Вениамина Фильштинского и будущие режиссеры, в «Кентерберийских рассказах» пробуют свои силы в актерском качестве – они поведут зрителей по залам «Максидома».
Оттолкнувшись от чосеровских сюжетов, компонуя их по своему усмотрению и соединяя с современностью, драматурги и режиссеры Александр Артемов и Дмитрий Юшков (известные по работам в собственном театре ТРУ, Александринском театре, а также по инсценировкам для спектаклей Андрея Могучего «Процесс», поставленном в Дюссельдорфском драматическом театре, и «Что делать» петербургского БДТ) создают новые тексты, учитывая специфическое место действия – гимермаркет «Максидом». Именно в его дебри устремятся в рамках одного спектакля пятнадцать пар «актер + зритель».
Пожалуй, самый колоритный из «паломников» спектакля в гипермаркете «Кентерберийские рассказы» – актер Евгений Сиротин, известный по работам в петербургском ТЮЗе, «Особняке» и лаборатории «ON.Театр», а также по участию в проекте «ЛабиринтУм».
То есть, артист в течение часа будет работать для единственного зрителя, вовлекая его в диалог и, соответственно, в действие. В команду проекта входят артисты петербургских театров: Андрей Панин, Петр Чижов, Екатерина Романова, Евгений Сиротин, Алексей Красный, Вячеслав Карпов, Семен Афендулов и другие.
Даты, время: 22, 23, 29, 30 августа, 5, 6 сентября, начало в 14.30, 17.00 и 19.30
24, 26, 27, 28, 31 августа, 2, 3, 4 сентября, начало в 17.00, 19.30 и 21.30
Адрес: гипермаркет «Максидом», ул. Тельмана, 31, метро «Улица Дыбенко»
Спектакль «Яго» 16+
Лабиринты подсознания в лабиринтах дебаркадера, покачивающегося на невской воде
За спектакль «Яго» отвечает самая сильная команда из всех, что участвуют в фестивале. Это режиссер Яна Тумина и художник Эмиль Капелюш, имеющие репутацию опытных экспериментаторов с театральными формами. В основе сюжета – трагедия Шекспира «Отеллло», и это едва ли не единственный сюжет мировой литературы, который знаком всем без исключения (о «Гамлете», например, этого уже давно не скажешь). Мощный бонус спектакля – пространство: старый дебаркадер, поднятый со дна Невы, отмыли, укрепили, приспособили для театра, при этом диковинности своей интерьеры не потеряли, особенно впечатляет глубокий трюм, который тоже будет задействован в спектакле.
Исполнитель главной роли в спектакле «Яго» Александр Балсанов – не только драматический актер, но и мастер бурятского горлового пения.
Как обычно, когда за дело берется режиссер Яна Тумина, одним драматическим театром дело не ограничится – предполагается также использовать элементы пластического театра, театра кукол, театра объектов. Помимо прочего, этот тот случай, когда можно говорить о музыкальной среде: кроме арий Верди и других привычных для слуха звуков, зрители услышал бурятское горловое пение, приемами которого владеет исполнитель роли Отелло Александр Балсанов. Также в спектакле заняты: Алиса Олейник, Илона Маркарова, Анастасия Колесина. См. также фоторпортаж к данному материалу – сделанный на репетициях спектакля.
Дата, время: 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30 августа, 1, 2, 4, 5, 6 сентября, начало в 19.00
Адрес: дебаркадер на берегу Малой Невы, наб. Макарова, напротив дома 34, метро «Спортивная»
Спектакль «Потеря равновесия» 18+
Истории из жизни подводников на Заводе слоистых пластиков
Мемуары подводника Александра Покровского обработал для театра молодой драматург Владимир Силаков, трагически погибший в 2014 году. Новая редакция спектакля, созданная специально для фестиваля, посвящена его памяти. В данном случае, это результат совместной работы «Открытой сцены» и творческого объединения «Инжалид Цомманд» при поддержке лаборатории молодой режиссуры «ON.Театр». В мемуарах патриотизма немного, больше горькой правды о буднях российской армии. Режиссер Андрей Гогун, впрочем, сдабривает ее, иронически стилизуя форму: зрители, пришедшие на спектакль и рассевшиеся вокруг бассейна, который создатели спектакля всюду носят с собой, встретятся с элементами японского театра, а также буффонады и клоунады.
Спектакль «Потеря равновесия», который сыграют на заводе, согласно остроумной идее режиссера Андрея Гогуна, стилизован под традиционный японский театр, хотя и посвящен проблемам современного российского флота.
В ролях молодые петербургские актеры: Дмитрий Тимошенко, Кирилл Чумаков, Денис Гребенюк, Александр Лебедев, Анна Алейникова и другие.
Дата, время: 25, 26, 27, 29, 30 августа, 1, 2, 3 сентября, начало в 20.00
5, 6 сентября, начало в 14.00 и 20.00
Адрес: Музей стрит-арта на Заводе слоистых пластиков, шоссе Революции, 84, вход с Индустриального просп., метро «Ладожская», «Площадь Ленина»
Спектакль «Бродский. Ретвит». 16+
Стихи поэта-нобелеата в интерьерах библиотеки
Представление, замысленное актером театров «Практика», Lusores и Teatro Di Capua Павлом Михайловым, – перформанс, основанный на стихах Иосифа Бродского. Они пропеваются, прочитываются под гитарные ритмы, выкрикиваются, вышептываются.
Павел Михайлов – ученик знаменитого режиссера и педагога Зиновия Корогодского – не только создал моноспектакль на основе стихотворений Иосифа Бродского, но и был одним из авторов идеи его музея-квартиры в Петербурге.
Получается нечто вроде сеанса магии, демонстрирующей, как мертвые страницы с отпечатанными на них буквами превращаются в музыку пронзительных слов и рифм, и, как воздух, заполняют весь предоставленный им объем.
Дара, время: 29, 30 августа, начало в 14.00 и 17.00
31 августа, начало в 18.30
Адрес: Библиотека №4 им. А.В. Молчанова, Ленинский пр., 115, метро «Ленинский проспект»
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны