Европейская премьера балета Infinita Frida пройдет на основной сцене Александринки

5 и 6 июля на большой сцене Александринского театра состоится главное балетное событие нынешнего лета – будет представлена премьера балета Infinita Frida, оригинальный сюжет которого связан с творчество выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало. Премьера балета Infinita Frida прошла в Текского (Мексика) в 2013 году при участии лучших балетных артистов мира при переполненном зале в 1200 мест. Infinita Frida – первый проект творческого объединения Юрия Смекалова M.A.D. Company (Music Art Dance Company) при поддержке фонда «Элиза Каррильо Кабрера». Начало спектакля в 20:00. Продолжительность – 1 час 30 минут с одним антрактом.
Хореографом выступил Юрий Смекалов. Это еще одна его совместная работа с композитором Александром Маевым. Среди их общих постановок – Intensio, «Камера Обскура», Who is my shadow?, «Джан», Cart of Dance. В случае с балетом Infinita Frida полноправным инициатором и вдохновителем можно считать еще одну выдающуюся творческую личность – прима-балерину Государственного берлинского балета, посла культуры Мексики в мире, члена Международного танцевального совета ЮНЕСКО Элизу Каррильо Кабреру. Она же станцует партию Фриды.
В главных партиях на сцену выйдут: премьеры Мариинского театра: Игорь Колб и Владимир Шкляров, корифеи Мариинского театра Виктория Брилёва и Анна Лавриненко, ведущие солисты Берлинского государственного балета – Элиза Каррильо Кабрера, Беатрис Кноп, Михаил Канискин, Дину Тамазлакару, а также ученица Детской школы балета Ильи Кузнецова – Мария Кошкарёва, которая станцует партию девочки Лизы, которая, оказавшись в музее Фриды Кало, узнав о драматичной судьбе художницы и увидев ее картины, осознает свое предназначение и тоже становится художником.
Юрий Смекалов и Элиза Каррильо Кабрера
По словам Юрия Смекалова, именно появление в его судьбе Элизы Каррильо Кабреры, сыграло решающую роль в возникновении его нового балета. Перенеся тяжелую операцию, Юрий проходил реабилитацию в Берлине и все это время жил в доме Элизы и ее мужа премьера Государственного берлинского балета Михаила Канискина. Это был уголок Мексики в центре Берлина. И дело не в том, что на столе были почти исключительно мексиканские блюда – гуакамоле, такос, курица в шоколаде, приготовленные самой хозяйкой. В доме также царил культ выдающейся мексиканской художницы, писавшей в стиле наивного реализма или фолк-арта. Элиза родилась в Мехико на той же улице, что и Фрида. Знаменитый дом Фриды Кало, где ныне расположен музей художницы, был любимым местом отдыха девушки – она посещала его ежедневно, так что ее даже стали пускать туда бесплатно. В процессе работы над балетом Элиза написала песню, посвященную Фриде Кало, которую она исполняет в спектакле вживую.
Фрида Кало и Лиза
Жизнь Фриды Кало началась с тяжелой болезни. С шести лет, когда девочка перенесла полиомиелит и ей пришлось прятать усохшую ногу под длинным юбками, ее существование превратилось в борьбу с болью за полноценную жизнь. На пороге юности, в 18 лет, Фрида попала в тяжелую аварию – автобус, в котором ехала девушка, столкнулся с трамваем, Фрида получила тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что так и не позволило ей впоследствии, несмотря на огромное желание, стать матерью. После этой трагедии Фрида попросила у отца купить ей кисти и краски. Для девушки был сделан специальный подрамник, позволяющий ей писать в постели. В 1928 году в возрасте 22 лет Фрида вышла замуж за художника Диего Ривьеру. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», – написала позже Фрида в своем дневнике. Диего было 43 года, и об их бурных отношениях ходили легенды. В 1939 году в Париже, в Лувре прошла тематическая выставка мексиканского искусства, Фрида стала ее сенсацией. С этих пор слава Фриды уже не ослабевала до самого ее ухода из жизни в 1954 году – и после смерти.
Казалось бы, столь бурная жизнь сама по себе могла бы составить основу балетного либретто, как составила она сценарий знаменитого фильма с Сельмой Хайек. Но Юрий Смекалов рассудил иначе. По его словам, он предпочел выбрать для сюжета не насыщенную внешнюю канву биографии Фриды Кало, а внутреннюю логику Фриды-художника. Так что собственно биографические детали появляются на сцене опосредованно, через восприятие другой героини – некоей вымышленной Лизы. В первом действии это девочка, которая заснула в музее художницы и во сне осознала, что должна пойти по стопам Фриды. Во втором это уже, как свидетельствует либретто, это уже взрослая художница: «Вся ее жизнь – мастерская. Ее окружение – краски. Она сама создает палитру своей судьбы. Но в каждой новой картине воспоминания о жизни ее кумира – Фриды. Работы Лизы – сюрреалистичный автопортрет. В нем запечатлены все переживания: любовь, предательство, потеря и обретение себя. Лизе необходимо совладать с цветами и красками – это единственный путь к личной гармонии. Лизе все удается: ее голос звучит свободно, в унисон с мечтой о красоте».
Балет не проходит мимо главных вех этой яркой, насыщенной жизни – авария, революция, первая любовь, замужество, его измену с сестрой Кристиной, ее измену – между прочим, со Львом Троцким, наконец, мучительный конец. Но главный сюжет балета – творчество, которое преломляет боль, страх, страсть, отчаяние, стыд, катастрофы и саму смерть. На сцене восемь танцлвщиков и восемь красок, сочетающихся и передающих, как кажется, весь спектр человеческих страстей.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36