Глаза лучистые, мысли чистые: к возвращению «Терминатора»

29 июня 2015, 18:33
Версия для печати Версия для печати

Накануне премьеры блокбастера «Терминатор: Генезис» обозреватель «Фонтанки» пересмотрел первые части саги о киберубийцах с красными глазами и пришел к выводу о том, что их эволюция в железных дровосеков с добрыми сердцами неизбежна.

 

Первое июля представляется настоящим днем Х для армии терминаторопоклонников: в мировой прокат (в том числе и в России) выходит новая, пятая лента о противостоянии человечества и американского военного суперкомпьютера «Скайнет», превратившегося в искусственный интеллект и повергнувшего с целью истребления своих создателей мир в ядерную пучину. Нас ждут абсолютно невероятные события из параллельной версии прошлого, а у старины Арни появится веский повод еще раз произнести свое I'll be back. Ведь в последний раз он появился в терминаторском обличье в уже далеком 2003 году, в «Восстании машин» – компьютерная графика из четвертой части 2009 года, разумеется, не в счет.

Терминатор первый

Новому поколению трудно осознать, что с самым первым «Терминатором», снятым Джеймсом Кэмероном в далеком 1984-м, советский зритель главным образом познакомился в тесных видеосалонах, глядя на экран не лучшего качества телевизора. Но и в таких условиях увиденное впечатляло: даже находящиеся в зачаточном состоянии спецэффекты и подчеркнутая жесткость действия радикально отличались от того, что предлагал отечественный кинематограф.

Но сейчас первое появление киборга-убийцы выглядит умилительным винтажем и занимает в сознании место где-то между «Франкенштейном» с Борисом Карлоффым в главной роли и «Небесным тихоходом». Терминатор модели Т 800, прибывший из грядущего по душу Сары Коннор, невозмутим и прямолинеен. Главным актерским достижением Арнольда Шварценеггера стала игра челюстями, и этого в ту пору было вполне достаточно: после просмотра зрители растворялись в ночи, впечатленные леденящим светом затухающего красного огонька в сокрушаемым промышленным прессом металлическом черепе. На самом деле терминаторская черепушка была выполнена из фольги, пресс — из пенопласта, а за мертвенный взгляд отвечала обычная красная лампочка, но тогда мы об этом не догадывались.

Терминатор второй

Терминатор совсем другого уровня был продемонстрирован Кэмероном в ленте-продолжении «Судный день», вышедшей в 1991 году. Начало девяностых — это время, когда «натурные» спецэффекты уступали место компьютерной графике, и «Терминатор-2» оказался одной из первых демонстраций возможностей новых технологий. Усложнился и наш главный герой. Новая убойная модель Т 1000 в исполнении Роберта Патрика могла демонстрировать чувства, подстраиваясь под собеседника, а также обладала массой недоступных ранее опций. Например, будучи изготовленным из особого сплава — мимикрирующего полиалоя — терминатор демонстрировал способность плавиться и воссоздавать форму, а также орудовать трансформируемыми конечностями, на раз шинкующими все живое. В прямом смысле руки-крюки.

И снова зрители были восхищены невиданными доселе эффектами, а их лексикон пополнила фраза «мне нужны твоя одежда и мотоцикл». Наш старый знакомый Т 800 теперь – хороший парень, перепрограммированный на защиту Сары Коннор и ее сына Джона. Будущий предводитель человечества в борьбе против «Скайнета» Джон прямо-таки требует от киборга проявления чувств и преуспевает: в финале добрая железяка перед тем, как по собственной воле самоуничтожиться в волнах расплавленного металла, приходит к пониманию того, почему люди плачут и на глазах рыдающего мальчика опускается в смертельную пучину, ободряюще поднимая вверх большой палец. На наших глазах недавний монстр переформатировался в душку, превратив картину в сентиментальный триллер.

Терминатор третий

Дихотомия мира терминаторов получает еще большее развитие в фильме 2003 года «Восстание машин». Джеймс Кэмерон здесь уже ни при чем — он не пожелал продолжить франшизу, пояснив, что в «Терминаторе-2» уже расставил все логические точки. Сменивший его Джонатан Мостоу явил миру новую злыдню — сексуальную чаровницу модели ТХ с «усиленным каркасом» и новыми технологическими возможностями. Каркас, действительно, получился что надо, но какой-либо глубины в образе не оказалось. Актрисе Кристианне Локен в качестве реплик досталось лишь несколько назывных предложений, да и то лишь в первые полчаса ленты. В оставшееся время ей пришлось лишь корчить злобные рожи, чему актриса училась на специальных курсах мимики. В итоге ТХ стала весьма смахивать на своих киношных «коллег» из другой франшизы — про юрский период. По крайней мере, терминаторша имела то же выражение лица (морды), что и старусоподобная птаха перед тем как смертельно долбануть отрицательного персонажа в доисторических папортниках. Создатели «Терминатора-3», видно, и сами ощутили сходство приемов — недаром в качестве воплей ТХ перед ее уничтожением использована запись криков велоцирапторов из «Юрского периода».

Зато на примере доброго героя Шварценеггера, который в очередной раз спасает Джона Коннора и его будущую жену, явственно видно, как он становится самым человечным терминатором. Если в первой картине мы видели бездушную железяку, во второй — рукотворное создание, открывшее для себя мир эмоций, то в «Терминаторе 3» Т 800 сам говорит о том, что в него загрузили краткий курс психологии. Также ему присущи ирония (в поисках привычного образа терминатор примеряет очки-«звезды», как у Верки Сердючки), способность к троллингу (обмен репликами: «Чтоб ты сдох, урод! – Невыполнимая команда») и склонность к софизмам («Твое легкомыслие кстати — оно ослабляет страх перед смертью»). Более того, терминатор заведомо обманывает главных героев, чтобы их спасти, попутно снова идя на самоликвидацию. Кроме того, нам демонстрируется картина шизофренического состояния киборга, который борется между двумя программами с диаметрально противоположными требованиями. Кажется, куда уж человечней?

Терминатор четвертый

Оказалось, есть куда. В фильме «Да придет спаситель» (2009 г.) Шврценеггер появляется в эпизоде и лишь в виде компьютерной маски, поэтому на первый план вышел полуробот-получеловек в исполнении Сэма Уортингтона. Его герой Маркус оказался нашпигован терминаторской оснасткой, и, по сути, является самым совершенным роботом, которому под силу то, что невозможно для терминаторов натуральных. Но зловредный «Скайнет» в очередной раз просчитывается: человеческое взыграло и победило кибернетический хлам.



Фото: wikipedia.org

Киборг опять спасает Джона Коннора — уже зрелого мужчину и предводителя Сопротивления — жертвуя ему свое усиленное сердце.

В ожидании пятого

Но нет предела гуманизму. Судя по аннотациям, в очередной части саги «Терминатор: Генезис», которая выходит в прокат на этой неделе, кибермашина для убийств в исполнении вернувшегося в проект Арнольда Шварценеггера, фактически... удочерит Сару Коннор, воспитывая девятилетнюю сиротку. Если так пойдет дальше, то продолжение франшизы будет логичным снимать в Болливуде, где прекраснодушные терминаторы окажутся кровными родственниками семейства Коннор, признавая семейные узы по родимым пятнам на водородных топливных элементах.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>