Валерий Фокин выступил против цензурирования спектакля о Ксении Петербуржской

28 апреля 2015, 10:14
Версия для печати Версия для печати

На сайте Союза театральных деятелей РФ на странице Гильдии театральных режиссеров России появилось обращение Председателя совета Гильдии, Член Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, худрука Александринского театра Валерия Фокина к губернатору Калининградской области Николаю Цуканову в связи с ситуацией, возникшей вокруг постановки Тильзит-театра «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии».

Уже после выпуска спектакля о Ксении Блаженной по пьесе Вадима Леванова режиссером Павлом Зобниным, из спектакля была изъята одна из сцен. А именно – сцена, где Ксения просит милостыню у отца Паисия и Попадьи. Получив в ответ: «Пошла прочь! Не вводи во грех!», Ксения отвечает: «А тебя, дяденька, во грех вводить нечего. Ты во грехе, аки в дегте, весь целиком. Ты ж и в пост скоромишься — блины с маслом да баранью лопатку кушаешь, к попадье своей под подол лезешь, и на стороне блудишь, мздоимствуешь...» Попадье тоже достается, но и она не отстает. Потчует Ксению отборными ругательствами из бранно-просторечного лексикона.

Как сообщила СМИ директор Тильзит-театра Нина Лемеш, монахини местного Свято-Елисаветинского женского монастыря обратились в Министерство культуры Калининградской области, а оно, в свою очередь, – в театр, предложив «решить этот вопрос более-менее безболезненно для всех сторон». Госпожа Лемеш уверяет, что режиссер Павел Зобнин «сам решил убрать сцену, которая в карикатурном обличии показывает попа и попадью. Однако после этого он убрал свое имя с афиши».

«Я вынужден обратиться с этим письмом, – пишет Фокин губернатору Калининградской области Цуканову, – так как знаю, как много благодаря Вам делается в Калининграде и области для развития культуры, какие значительные у Вас проводятся фестивали, театральные гастроли, музыкальные концерты. Тем более чрезвычайно странно было Совету Гильдии театральных режиссеров России узнать о крайне неприятном эпизоде, который произошел в Тильзит-театре в городе Советске».

Далее Валерий Фокин обрисовывает ситуацию и подчеркивает: «Кстати исторические факты убедительно свидетельствуют, что Великая святая неоднократно обличала пороки, в том числе и священнослужителей, обращая общее внимание на несоблюдение ими своего божественного долга. Но видимо административное рвение, ставшее сегодня, к сожалению, крайне распространенным, возобладало в данном случае над разумом, что привело к нарушению авторских прав и драматурга, и режиссера».

В заключении письма Фокин выражает надежду, что «этот неприятный, абсурдный и абсолютно нехарактерный для Вашего региона инцидент будет исчерпан и справедливость в отношении всех, имеющих отношение к спектаклю «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» в Тильзит-театре, будет восстановлена».

По словам самого Валерия Фокина, до которого дозвонилась «Фонтанка», его крайне удивили слова директора театра, опубликованные в газете «Известия», в которых госпожа Лемеш выражает надежду, что со временем представители духовенства проявят толерантность и позволят вернуть вымаранную сцену в спектакль. «Эта формулировка выглядит так, как будто в нашем государстве существует церковная цензура, – говорит Фокин, – но это не так. Ни духовной, ни какой другой цензуры в государстве нет. Поэтому никто не имеет права вмешиваться в работу режиссера».

Валерий Фокин также заметил, что функция Гильдии театральных режиссеров России, которую он возглавляет, в том и заключается, чтобы защищать права режиссеров по всей стране – не только авторские, но и любые другие. «Я не знаю, какой договор был заключен у режиссера Павла Зобнина с Тильзит-театром, но рекомендую режиссерам заключать договор по той форме, которая разработана нашей Гильдией. Там, например, есть пункт о том, что театр не имеет права вносить какие-либо изменения в спектакль без участия режиссера, а также другие важные пункты, которые впоследствии, если права режиссера будут ущемлены, позволят их отстаивать на юридическом уровне».

Валерий Фокин уверил «Фонтанку», что будет и дальше внимательно отслеживать любые нарушения прав театральных режиссеров в России и выступать в их защиту от лица Гильдии. Глава Гильдии также с сожалением отметил, что вмешательство церкви в театральный процесс стало в последнее время тенденцией, на его взгляд, крайне опасной.

Напомним, что в афише Александринского театра с 2009 года существует спектакль по той же пьесе Вадима Леванова – «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». Он называется «Ксения. История любви» и поставлен самим Валерием Фокиным. Спектакль по этой же пьесе существует в репертуаре Российского академического молодежного театра (Москва) в режиссере Натальи Шумилкиной. В обоих театрах пьеса поставлена без купюр.

Напомним также, что в последние несколько месяцев в театральной сфере страны произошло два громких скандала, которые могут быть расценены как попытки представителей церкви и власти ввести контроль над искусством. По письму митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, заявившего об оскорблении чувств верующих спектаклем «Тангейзер», были возбуждены административные дела в отношении режиссера спектакля Тимофея Кулябина и директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича. В данный момент дела закрыты за отсутствием состава правонарушения, но спектакль снят репертуара новым директором НГАТОиБ Владимиром Кехманом. Также после тревожного письма министру культуры РФ артистов-участников спектакля «Банщик», который репетировался в Псковском драматическом театра им. А.С.Пушкина приглашенным из Москвы режиссером «Театра.doc» Варварой Фаэр, репетиции спектакля были прекращены уже на выпускном этапе.

Фонтанка.ру

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>