DANCE OPEN 2015: танцы будущего

22 апреля 2015, 03:13
Версия для печати Версия для печати

На период с 21 по 27 апреля Санкт-Петербург в буквальном смысле становится центром мирового балета. Международный фестиваль балета Dance Open, который проходит в нашем городе в четырнадцатый раз, собрал три выдающиеся балетные труппы — Dutch National Ballet, Wiener Staatsballett и балет Большого театра. Петербургские ценители балетного искусства увидят все самое актуальное, что есть в современном танце."Фонтанка" предлагает читателям путеводитель по фестивалю.

В то же время, одной из целей смотра, по словам ведущего российского балетного критика Татьяны Кузнецовой, станет опровержение постулата о том, что «современный танец — маргинальное, труднопостижимое искусство».

Программа фестиваля предусматривает мастер-классы ведущих педагогов мира, в которых примут участие более ста российских и зарубежных студентов. Но все же для зрителей важны сами выступления балетных звезд. Dance Open дает зрителю возможность как увидеть работы признанных мастеров, так и присмотреться к творческим поискам не столь известных в России хореографов. Кроме того, программы Венского и Нидерландского балета, охарактеризованные исполнительным директором фестиваля Ольгой Беленкис, как «сшитые вручную», подготовлены специально для петербургского смотра — ни в Вене, ни в Голландии эти вечера в таком виде и составе не идут.

21 апреля на сцене Александринского театра фестиваль Dance Open открыл Национальный балет Нидерландов. Программа «Возвращение к Баху» – это шесть хореографических зарисовок, созданных очень разными мастерами. Самое громкое имя — Ханс Ван Манен, икона современного балета, с чьей «Фантазии» под музыку Баха вечер начался. Кристофер Уилдон, запомнившийся отечественному зрителю постановкой «Misericordes» в Большом театре и только что переживший успех мюзикла «Американец в Париже», который он поставил на Бродвее, в театре Palace, представил «Дуэт» на музыку Равеля. Художественный руководитель Dutch National Ballet Тед Брандсен для спектакля «Повтор» выбрал музыку композитора-минималиста Филипа Гласса. Хуанхо Аркес в своем дуэте из «Миноса» переложил древнегреческий миф, опираясь на скрещение и гибридизацию классических балетных форм. Американский певец Джонни Кэш вдохновил немецкого хореографа Марко Гёке на создание балета «Оффи». Завершилась программа, как и было обещано, возвращением к Баху: Кшиштоф Пастор, создавая «Свет и тень», стремился следовать методу Микеланджело, который в знаменитых фресках Сикстинской капеллы сочетал нарочитую роскошь и негромкую камерность.

Продолжит программу фестиваля Большой театр, который привозит в Петербург свежеувенчанный тремя «Золотыми масками» балет «Укрощение строптивой». Жан-Кристоф Майо, творит исключительно в Балете Монте-Карло, допуская лишь экспорт своих постановок. Но для Большого было сделано исключение: «Укрощение» стало первым спектаклем, созданным хореографом за рубежом. Этот балет представлен в афише Dance Open дважды: 24 и 25 апреля в Александринском театре.

Венская труппа дебютант не только в Dance Open: она вообще впервые за почти четырехсотлетнюю историю существования приезжает в Россию. Художественный руководитель Венского государственного балета, этуаль балета Опера де Пари, получивший это звание из рук Рудольфа Нуреева, обладатель Приза Нижинского Манюэль Легри устроил в труппе настоящий переворот. Wiener Staatsballett, свято хранящий академические традиции, никак не мог тягаться популярностью с Венской оперой. С 2010 года, после прихода на руководящий пост Легри, многое изменилось: Венский балет встрепенулся и, более того, стал одним из лидеров в современном хореографическом искусстве.

Австрийцы покажут три балета, один из них – «Обратный отсчет», поставленный Наталией Хоречна, дал название всему вечеру. Наталия Хоречна привлекла к себе внимание еще будучи балериной Театра танца Нидерландов, в качестве хореографа она впервые выступила всего лишь в 2012 году и за это время уже успела снискать благосклонность критиков. Хэлен Пикетт, танцевавшая во Франкфуртском балете Уильяма Форсайта, представит балет «Сумерки», а Патрик де Бана, бывший премьером у Бежара и Дуато, поставил «Игры ветра» на музыку Чайковского. Сравнить почерк и манеру всех этих еще молодых хореографов можно будет 25 апреля в БДТ имени Товстоногова.

Кульминационной точкой станет Гала-концерт, который пройдет в Александринском театре 27 апреля. По традиции организаторы стараются сделать его роскошным подарком для купивших билеты. На сцену, помимо танцовщиков из Мариинского, Михайловского и Большого театров, выйдут представители Королевского балета Ковент Гарден, Американского балетного театра, Национального балета Нидерландов (специально для выступления в гала приезжает премьер труппы Реми Вортмейер), Датского королевского балета, Норвежского национального балета, Гамбургского балета Джона Ноймайера, Балета Сан-Франциско. Несомненно, этот гала-концерт является событием из ряда вон выходящим — организаторы фестиваля смогли собрать в одно время и в одном месте тех, кто не довольствуется уже собранными лаврами, но стремится уже сегодня создавать будущее современного балета. Президент Dance Open Екатерина Галанова, говоря программе-2015, отметила: «Все наши планы на этот год осуществились». В трудных условиях сегодняшнего дня, иначе, как чудом, это назвать нельзя.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>