«Золотая маска» в драме снова выбрала Льва Додина

19 апреля 2015, 15:40
Версия для печати Версия для печати

Решение драматического жюри «Золотой маски» оставило представителей театральной общественности в крайнем недоумении. В общем и целом результаты выглядят так, как будто выбор делали люди, не погруженные в театральный процесс, но зато решившие на всякий случай перестраховаться в нынешней социально-политической ситуации.

Невозможно объяснить, как пятнадцать профессионалов могли не наградить очевидного фаворита театрального сезона 2014-15 годов Константина Богомолова, выпустившего два очень разных, но без всякого преувеличения выдающихся спектакля: «Братья Карамазовы» в Московском художественном театра и «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций. Спектакли собрали блестящую прессу, продемонстрировали безупречную работу не только режиссера, но и всей театральной команды единомышленников, которую Богомолов собрал вокруг себя за последние годы и которая представляет собой практически готовый театральный организм.

Невероятно, чтобы люди, занимающиеся театром не первый год, не понимали, что спектакль «Алиса», поставленный Андреем Могучим в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова, – это гораздо больше, чем спектакль. И награждение «Золотой маской» актера второго плана Геннадия Богачева, который выходит на сцену на несколько минут, – тому бесспорный показатель. В БДТ, который десятилетие пребывал в состоянии стагнации, произошла маленькая революция: какие бы ни выдвигались претензии к драматургии, спектакль как целое стал событием, новым дыханием – на уровне пространства, театрального сознания, способа существования актеров-мастеров, театрального языка. Не отметить этот спектакль как явление – мягко говоря, непрофессионально.

Те, кого «Маска» сочла-таки достойными, выглядят сами по себе, возможно, и неплохо. Но на фоне ненагражденных – крайне странно. Притом, что все представляют себе, что игра в спектаклях Клима требует серьезных и актерских, и личностных усилий, но все же довольно сложно вообразить себе начинающую актрису, которая в номинации «Лучшая женская роль» обошла Ксению Раппопорт, Елизавету Боярскую и Алису Фрейндлих. Причем, это уже второй раз, когда Елизавета Боярская совершает очевидный актерский прорыв, который «Маской» остается неоцененным (Варя Боярской в «Вишневом саде» радикально меняет представления об этом чеховском образе вообще, как это было и с Ириной в «Трех сестрах»). Дело в том, что есть понятие несоизмеримых величин. Можно не наградить спектакль «Алиса», но не наградить «Алису», а наградить «Жизнь за царя» – милый спектакль про народовольцев, при этом практически самодеятельный по режиссуре, – это, простите, неприлично. Можно, наверное (хотя и очень странно), вообще не наградить ни Могучего, ни Богомолова, ни Серебренникова, ни Тимофея Кулябина, поставившего прекрасный спектакль KILL (по «Коварству и любви» Шиллера), но называть лучшим режиссером Бутусова за «Три сестры», которые местами любопытны, но поставлены практически по тем же лекалам, что и «Чайка», и «Макбет. Кино», – невероятно.

Словом, можно долго говорить, но поскольку, полагаю, мы никогда не узнаем, по какой причине итоги этого года оказались столь неадекватными, то просто перечислим тех, кому почему-то достались драматические «Маски-2015».

Да, главную «Маску» получил «Вишневый сад» Льва Додина. С этим решением спорить, конечно, сложно, но, может быть, если уровень мастерства этого мэтра столь стабилен и очевиден, что обойти его не представляется возможным (а это в самом деле так), стоит объявить его живым достоянием нации, построить, наконец, новое театральное здание, выделить дополнительную строку в госбюджете (какую имеют в Европе все театры, носящие титул «Театр Европы») и дать работать по максимуму – воспитывать молодых артистов и ставить спектакли. И регулярно устраивать в рамках «Золотой маски» фестиваль его спектаклей. Но награждать при этом те спектакли, которые не столь совершенны, но чьих создателей национальная награда может сильно подтолкнуть к новым профессиональным рубежам.

Итак, лауреаты драматической «Маски – 2015»:

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ
Евгения ПАНФИЛОВА, «Золушка», Театр «Практика», Москва

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Сергей СКОРНЕЦКИЙ, «Мера за меру», Театр им. А.С. Пушкина, Москва и Театр «Cheek by Jowl», Лондон, Великобритания

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Мария ТРЕГУБОВА, «Алиса», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ, Театр «Практика», Москва

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
Тарас БИБИЧ, Владек, «Когда я снова стану маленьким», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Эмиль КАПЕЛЮШ, Наталья МИШИНА, «Когда я снова стану маленьким», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Евгений ИБРАГИМОВ, «Когда я снова стану маленьким», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург, и Творческое объединение «КультПроект», Москва

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
«КУККАФЕ «У.ШЕКСПИРА»», Театр «Тень», Москва

ДРАМА/РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Геннадий БОГАЧЕВ, Поросенок, который стал человеком, «Алиса», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Ксения ОРЛОВА, «Возмездие 12», Центр драматургии и режиссуры, Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Игорь МИРКУРБАНОВ, Федор Карамазов, «Карамазовы», Московский художественный театр им. А.П. Чехова

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Юрий БУТУСОВ, «Три сестры», Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ, «Театро Ди Капуа», Санкт-Петербург

ДРАМА/СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
ВИШНЕВЫЙ САД, Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

ДЕНЬ ГОРОДА, Камерный театр, Воронеж
Лаврентий СОРОКИН, Позднышев, «Крейцерова соната», Театр «Глобус», Новосибирск

ПРИЗ КРИТИКИ
КОРОЛЕВА ИНДЕЙЦЕВ, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ПРЕМИЯ «ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ В 2014 ГОДУ»
«ТАРТЮФ», Театр «Шаубюне», Германия

ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ»
Алексей ГОРДЕЕВ, Губернатор Воронежской области
Компания «Северсталь»

ПРЕМИИ «ЗA ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Армен ДЖИГАРХАНЯН
Майя ПЛИСЕЦКАЯ
Павел ХОМСКИЙ
Зоя ВИНОГРАДОВА
Исаак ШТОКБАНТ
Ольга СЕДЛЕЦКАЯ
Валерий ЯКОВЛЕВ
Валентина НАЙДАКОВА
Петер ШТАЙН

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Владимиру Набокову — 125. Как писатель бежал от красных и коричневых, ловил бабочек и обрел родину

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. Он появился на свет в один день с Владимиром Лениным, только с разницей в 29 лет. Но категорически отказывался праздновать день рождения одновременно с вождем мирового пролетариата, отмечая его сутки спустя, 23 апреля, в день рождения Шекспира. Эта же дата стоит в американском паспорте Набокова. О его творчестве слышали даже те, кто не читал его произведений, благодаря оглушительной популярности романа «Лолита». Сегодня Набоков, пожалуй, самый знаменитый писатель-эмигрант, рожденный в Петербурге, работавший в Европе и Америке.

Статьи

>