«Могём!»: «Территория» - кино про нас великих

17 апреля 2015, 15:41
Версия для печати Версия для печати

Фильм режиссера Александра Мельника «Территория» – из тех, что пропустить нельзя. Неспешный, медитативный, смешной, героический – и светлый. Про советских геологов и их честный труд. Лакировки действительности почти нет – финал ленты ясно говорит о том, что в жизни, увы, всегда есть место и для глупости, и для подлости, и для жестокости. А еще в ленте показан Север. Тот, который подавляющее большинство из нас никогда не увидит вживую.

Короче, нужно воспользоваться счастливым случаем и раствориться в этой жесткой красоте: сверхвысокое разрешение, в котором снят фильм, способствует тому, что без малого три часа экранного времени пролетают незаметно.

«Территория» – вольная экранизация некогда широко известного романа Олега Куваева (не путать с Куваевым – автором мультиков про Масяню). Роман уже был экранизирован – в 1978 году вышла одноименная лента с Донатасом Банионисом в главной роли. Про нее уже тоже мало кто помнит. Исходя из вышеперечисленного «Территорию» вполне можно воспринимать как произведение оригинальное.

Золото. Вокруг него вертится всё. Почти все специалисты геологического управления «Северстрой» уверены, что на Территории его нет, и работы на этом огромном участке нужно сворачивать. Но главный герой – геолог Илья Чинков (Константин Лавроненко) держится другого мнения и всеми правдами и неправдами, то уговаривая коллег, то приказывая им, идет к цели. И цель будет достигнута. Вот, собственно, и весь сюжет.



Фото: скриншот с сайта kinopoisk.ru

Но, да – разумеется, высидеть в кинозале три часа, глядя просто на борьбу с системой, было бы невозможно. Тем более современной публике, приученной к голливудским блокбастерным «клипам». «Территория» держится на жизненных историях самых разных людей, скованных одной идеей – найти золото для Родины. Есть минус – сценарий ленты местами сильно пляшет от одной линии к другой, но мы имеем дело как раз с тем случаем, когда на частичное провисание повествования можно смело закрыть глаза. И учтем: создатели отсняли около 70 часов материала – сколько же в итоге осталось за кадром.

Покончим с минусами – дальше пойдут одни плюсы. Работу актеров, проведших несколько месяцев в чудовищной глухомани, обитавших в палатках посреди дикой и величественной природы, иначе как блестящей признать нельзя. Фильм не испортил никто – а это для отечественного кинематографа, знаете ли, в диковину. Блестящие портреты – не затюканных и пришибленных «совков», а «правильных» и при этом реальных людях из поколения наших отцов и дедов (хотя слова эти и звучат несколько пафосно, в самой картине пафоса нет). Молодой геолог-рекогносцировщик Сергей Баклаков (Григорий Добрыгин, пожалуй, лучший в актерском ансамбле), гуляющий в одиночестве «кот»-пектограф Гурин (Евгений Цыганов), ленинградская журналистка Сергушова (Ксения Кутепова), геолог Владимир Монголов (Егор Бероев) – веришь всем. А ведь есть еще герои второго плана – и каждый актер заслуживает добрых слов.  

Видео с сайта Youtube.com, пользователь Русские Трейлеры HD / Russian Trailers in HD

Девиз героев – «Могём!». Произносится редко, без лживого задора и только по делу. «Олень ходит, медведь ходит – геолог пройдет» – тем и живут герои «Территории». А проходить нужно по многу километров. Сплавляться по бурным рекам. Замерзать на берегу Ледовитого океана. Природа здесь – не друг тебе, и не покоренная «окружающая среда». И оператор Игорь Гринякин («Адмиралъ», «Высоцкий. Спасибо, что живой») показывает нам всю эту неземную, величественную, космическую красоту – фильм снимался на Таймыре, на плато Путорана, в бухте Провидения. Оторваться от экрана невозможно ни на миг. Дух захватывает еще и оттого, что визуальное великолепие сопровождается столь же запоминающимся музыкальным оформлением финского композитора Туомаса Кантелинена. И песни. «Баллада о детях Большой Медведицы» в исполнении Муси Тотибадзе, звучащая на фоне эпической шири, окружающей одинокого путника, заставляет в прямом смысле дышать глубже. А еще замечательные песни Визбора и Ады Якушевой и кульминационная «Песня о тревожной молодости» в исполнении Юрия Гуляева. Советская киноэстетика в чистом виде – но до чего прекрасная и свежо смотрящаяся. В результате на свет появилась самая, пожалуй, патриотическая лента последних лет. И самая человеческая. Без державной патоки, без золотых куполов, без режиссерских «вызовов» и «провокаций».

Обидно – фильм идет в пустых залах. «Территория» этого не заслуживает – как и мы, зрители. На это кино можно и нужно идти с детьми и пожилыми родителями. Лента деликатно показывает все величие человеческого духа, рассказывает о том, что могли наши предшественники и наверняка можем и мы. «Если на бича не найдется толкового человека – грош цена человечеству», – звучит с экрана. После просмотра понимаешь, что человечеству цена все-таки гораздо больше, чем кажется в последнее время.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
 

 

«Война никогда не меняется»: каким стало возвращение в «родные» Пустоши в сериале Fallout

На стриминге Amazon Prime Video 10 апреля вышел первый сезон сериала «Фоллаут» — о жизни в постапокалиптической пустыне от шоураннера «Мира Дикого запада».

Статьи

>