Любу знают все

22 марта 2015, 19:17
Версия для печати Версия для печати

Сериал «Орлова и Александров» подаётся Первым каналом как мощное орудие контрпрограммирования – в пику «России 1» с её локализацией «Родины». Сейчас, когда показана половина творения режиссера Виталия Москаленко, стало ясно – фильма в этой части не удалась. Ни потенциально сильный сюжет, ни актёрский ансамбль (сплошь звёздные имена), ни смешенье жанров – от комедии до ОГПУ-триллера – на выходе не составили качественной продукции. Вместо того, чтобы снять жизнеописание одной из самых ярких пар советского кинематографа, создатели – пользуясь метким выражением Фаины Раневской, также выведенной в сериале – засунули героям в то самое место куст сирени и сделали стриптиз.

Видео YouTube ProkopenkoVika

 

Слов нет, картинка красива, вгляд отдыхает на фактуре. Олеся Суздиловская во многих эпизодах чудо как походит на Любовь Орлову – если не считать первых серий, когда поющий в 1910 году вместе с Шаляпиным восьмилетний ангелочек через одиннадцать лет превращается в начинающую переспевать женщину с натруженным лицом и, как говорится, «с прошлым». Анатолий Белый прекрасно ассоциируется с Григорием Александровым. Юлии Рутберг досталась непосильная для любой актрисы ноша – изобразить великую Фаину Раневскую. При внешней несхожести актриса смогла уловить нюансы – и во время каких-то полуоборотов мы угадываем по посадке головы, прищуру, по мышечной работе – точно, Раневская. Остальные исполнители тоже попали в струю. Кроме Николая Добрынина, который в образе Леонида Утёсова так переигрывает, что становится тошно.

Итак, актёры заслуживают нашей благодарности. Но какими бы они ни были замечательными, без режиссуры и внятного сценария ничего в итоге не сложится. Вот и не сложилось. Режиссёр Виталий Москаленко («Китайский сервиз», «Большая ржака»), похоже, принёс на монтаж абсолютно разрозненные фрагменты – особенно это касается той части сериала, которая рассказывает о жизни главных героев до рождения их союза. Прямо не понимаешь, что случилось с хорошими сценаристами Владимиром и Татьяной Сотниковыми («Вангелия», «Куприн»): кажется, что реплика Александрова, защищающего свою комедию – «Не надо бояться смысловых разрывов» – вполне могла бы исходить от них самих. Вот так и получается недосказанной линия первого супруга Орловой, репрессированного в 1930 году. Или вселение в номенклатурную квартиру, во время которого потрясённый Александров, глядя на летний Кремль в окошке, узнаёт, что в Ленинграде только-только застрелили Кирова (на самом деле пейзаж должен быть зимним – убийство случилось 1 декабря 1934 года).

Без сомнения, и режиссёр, и сценаристы временами ощущают тонкие места. Тогда им на выручку приходят затянутые концертные номера или акробатические этюды. Внимание зрителей можно переключить на пикантную пошлость (коллега по театру даёт наставление Любочке: «Прежде, чем что-то получить, надо сперва хорошо дать. А что поделаешь – аксиома театра!»). Также неплохо намекнуть устами нелюбимой первой жены Александрова на не совсем платонический характер тесных отношений супруга с Эйзенштейном – сплетня восьмидесятипятилетней давности на экране будет посрамлена тотчас же, но отпечаток останется.

Весьма своеобразно передаётся в сериале атмосфера тоталитарных сталинских ужасов. Больше всего удивляет гражданская смелость персонажей. Вот арестованный сценарист Николай Эрдман прямо в автомобиле ОГПУ поёт издевательскую колыбельную вождю, предварительно исполнив антисоветскую басню. Вряд ли бы в реальной жизни Эрдман после такого дивертисмента получил бы спустя годы Сталинскую премию и дожил бы до 1970-го, активно работая и оставаясь в профессии. Вот Любовь Орлова в знаменитом цилиндре отказывается петь про тюх-тюх и утюг, открыто сокрушаясь на съёмочной площадке об участи арестованных коллег. Либо это сценарный комплимент советской звезде номер один (тем более, что Александров изображён расчётливым, осторожным и послушно кувыркающимся на пленэре под одобрительный смех товарища Сталина). Либо, если подобный манифест Орловой действительно имел место, то пресловутые сталинские годы были на самом деле несколько иными, чем принято сейчас считать.

Отважную снисходительность к правящей партии демонстрирует и Леонид Утёсов, обращаясь к начальнику Главного управления кинопромышленности Борису Шумяцкому: «Передайте большевикам – всё будет в ажуре!». Актёр Николай Добрынин превращает образ Утёсова в жирную карикатуру – утрированный говорок, блатные песенки, ресторанщина, какое-то необузданное веселье.

Иногда создатели спохватываются и мажорность повествования разбавляется напоминаниями о том, как всё-таки у нас страшно. То Горький откровенничает всё с тем же киноначальником, о том, как его хотят отравить и что же это за страна, где все боятся говорить правду. Звучат фразы про «время – хамское, мерзопакостное, двуличное» и про то, что «в нашей стране что ни скажи – всё лишнее». Банально, авторы! И фразы эти стали общими, и времена, в общем-то, всегда одинаковые – про это, кстати, в сериале тоже вроде бы упомянули.

Итак, сериал приблизился к зениту. Впереди у героев (и зрителей) новые испытания, а пока сняты только «Весёлые ребята». И вспоминаются ещё две цитаты из «Орловой и Александрова» – о необходимости продемонстрировать «безудержное счастье от самих себя» и том, что всё «безумно так, легко и глуповато. Сейчас оно в самый раз».

И сейчас тоже.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

 

«Зритель будет получать опыт совершенно другого уровня». Как ремонт изменит жизнь Дома Радио

Одно из самых модных мест культурного Петербурга — Дом Радио — вот-вот закроет двери на продолжительную реставрацию. «Фонтанка» уже беседовала с главным архитектором проекта о том, что изменится. Теперь о том, как будут жить это время творческие коллективы и просветительские проекты, что в Доме Радио останется от радио, а главное, ради чего это все затевается, — нам рассказала Кристина Галько, куратор культурных программ Дома Радио.

Статьи

>