«Охотник на лис»: вольная борьба плюс шизофрения

29 января 2015, 03:13
Версия для печати Версия для печати

Лента Беннета Миллера, стартующая в эти дни в российском прокате, по правде сказать, не самое приятное зрелище. Но все же мимо фильма, пять раз номинированного на «Оскар», пройти нельзя. Фильм вступил в борьбу в категориях лучший режиссер, лучшие мужские роли – главная и второго плана, лучший оригинальный сценарий и лучшие грим и прически. Об оскаровских перспективах «Охотника» поговорим позже, а пока попытаемся понять, что нашли киноакадемики в этом депрессивном повествовании.

Очень плохо, когда одолевает безденежье. Тогда твой удел – редкие подработки, маргинальное времяпровождение и моментальная лапша в пластиковой посуде. Еще хуже, когда отсутствие денег сопровождает талант. Например, спортивный – как это случилось с Марком Шульцем (Ченнинг Татум), недавним олимпийским чемпионом в борьбе вольного стиля. У Марка есть брат – тоже чемпион, Дэйв Шульц (Марк Руффало), более успешный по денежной части. Пребывающему в депрессии Марку улыбается удача: к нему благоволит экстравагантный филантроп, меценат, орнитолог и филателист Джон Дюпон (Стив Карелл). Благодетель перевозит Марка в свое поместье, создает команду по борьбе «Foxcatcher» (охота на лис – родовая забава Дюпонов) и финансирует подготовку к следующим Олимпийским играм.

Вроде бы все хорошо, настораживает только вопрос платы за такую доброту – ведь смешно принимать на веру высокопарную фразу Дюпона: «Я дарю людям мечту, я дарю Америке надежду». Настоящая цена такова: Марк Шульц должен принять Дюпона как друга, как тренера, как отца, как единственного благодетеля и наставника. И, пожалуйста, не нужно обращаться «мистер Дюпон» – достаточно говорить при встрече: «Привет, Золотой орёл!» Любому мало-мальски вменяемому человеку на этом месте стало бы ясно, что пора делать ноги от греха подальше – но у спортсменов нет времени на логические умозаключения, им нужно тренироваться.

Пока прямодушные и бесхитростные спортсмены тренируются, Джон Дюпон ведет незримую борьбу с матерью (Ванесса Редгрейв), предпочитающей всему общение со своими породистыми рысаками. Явно нелюбимому сыну госпожа Дюпон не позволяет поставить добытую медальку в заветный розовый шкаф с раритетами, предлагая ограничиться трофейной комнатой, где выставлены рядовые лошадиные награды. При таком помыкании, длившемся не одно десятилетие, немудрено приобрести не только нелюбовь к лошадям, но и душевное заболевание, что Джону Дюпону и удалось. Добавим ко всему этому тот примечательный факт, что единственный друг Джона, оказывается, дружил с Джоном за деньги от госпожи Дюпон. Тут уж становится совсем ясно, что хэппи-эндом такая клиническая ситуация не могла разрешиться ни в коем случае.

 

Видео YouTube Новые трейлеры

О дальнейшем развитии событий желающие могут узнать из интернета – публикаций, посвященных этой реальной истории, много. Мы же сосредоточимся на достоинствах и недостатках ленты. Конечно, Беннет Миллер не зря удостоился приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале: история никому не нужного миллионера, напрасно пытающегося скупить человеческие души, рассказана в потрясающе завораживающей мертвенной атмосфере (кстати, первый разговор с Марком Шульцем проходит именно в трофейной комнате, спортсмен для Дюпона – то же самое, что лиса, загнанная на охоте с лошадьми). Иссиня серо-трупная цветовая гамма преобладает в течение основного экранного времени. Диалоги отрывочны, фразы монотонны. Незаметная музыка Роба Симонсена предлагает подсознанию настроиться на нехорошее. Но, скорей всего, именно признание каннского жюри может сыграть против победы режиссера на «Оскаре» – в американской киноакадемии не очень любят претендентов, «бывших в употреблении» на фестивалях «Большой тройки».

Что касается Марка Руффало, сыгравшего Дэйва Шульца и номинированного на лучшую мужскую роль второго плана, то здесь, несмотря на сильную конкуренцию, шансы есть. В Америке страсть как любят семейные ценности, особенно, когда вокруг них распускают нюни – тем более, если этим занимаются брутальные мужики. Так и здесь: герой Марка Руффало обнимает пребывающего в отчаянии героя Ченнинга Татума (гора мышц не одержала победу, затворилась в номере за несколько часов до решающего выхода, накушалась калорийностей и разбила лбом зеркало в гостиничном номере – к счастью, без ущерба для здоровья). И люлит брат брата и приговаривает нечто, вроде «мы одна семья, да я с тобой, да я люблю тебя» – и так далее, и тому подобное. В братской любви есть место подвигу: Дэйв склоняет Марка сбросить двенадцать фунтов за полтора часа, оставшихся до финального поединка: подбадривает его, склонившегося над унитазом и извергающего поглощенную в момент отчаяния пищу (этот момент наверняка приведет в восторг девушек, исповедующих анорексицентрическое строение Вселенной) и выматывая брата на тренажерах. Ради семейных уз Дейв даже пренебрегает вниманием прыгающего в глаза Дюпона, что позже ему и аукнется.

Самое большое впечатление произвел Стив Карелл, создавший очень шизофренический образ Дюпона и претендующий на «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль». До сих пор уделом этого актера были роли невнятных полудевственников или дурковатых комичных персонажей. Здесь же ему было, где развернуться. Хотя шансы повысились бы, введи сценаристы в картину эпизод, в котором Дюпон расстреливал бы ненавистных лошадей, оставшихся ему после смерти матери. Это можно было снять красиво и завораживающе. Зато на славу удался мертвенный грим. Кроме того, Кареллу приделали огромный крючковатый нос. На «Оскаре» любят подобные уродства: например, изображающая Вирджинию Вульф Николь Кидман с подобной бутафорией обошла в премиальной гонке своих коллег по фильму «Часы» – а это были, ни много ни мало, Джулианна Мур и Мерил Стрип. Посмотрим, пройдет ли такой номер у Стива Карелла.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

 

 

 

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>