Идет охота на китов: в сценарии травли «Левиафана» появилась Самара

20 января 2015, 17:24
Версия для печати Версия для печати

Ситуация, сложившаяся в Самаре вокруг фигуры главного режиссера Самарского драматического театра и отличного артиста Валерия Гришко, сыгравшего роль архиерея в «Левиафане» Андрея Звягинцева, слишком сильно напоминает соответствующие травли инакомыслящих в советские 70-х, чтобы оставить ее без внимания. Раскачивалась местная «полиция нравов» долго, но наезжает настолько стремительно, что все сложнее сомневаться, что у травли фильма «Левиафан» на родине существует режиссер. Как водится, за кадром.

Будем, все же, надеяться, что это не сам министр культуры, который, хоть и говорил неоднократно в камеру, что фильм «Левиафан» ему показался скучным и вообще не понравился, но при этом называл Звягинцева своим другом. Допустим, что пинают «Левиафан» не в меру ретивые управленцы рангом пониже. Но поверить в то, что цепь российских событий вокруг фильма-триумфатора, уверенно собирающего самые престижные мировые кинопризы, случайна, то есть, никакая не цепь вовсе, – извините, нет никакой возможности.

«Патриоты» активизировались сразу во всех сферах мгновенно после «Золотого глобуса», который «Левиафан» получил как лучший фильм на иностранном языке. И все их упреки фильму так нелепы, так противоречат элементарной логике здравого смысла, что, если бы ситуация не была реальной, а представляла бы собой некий фильм некоего режиссера, то это было бы очень плохое кино, а режиссера стоило бы поганой метлой гнать из профессии. Но это, увы, не кино, а реальность, которая выглядит куда отвратительней истории, рассказанной в самом «Левиафане». Для начала, в новостных сюжетах о «Глобусе» на телеканалах национального значения информацию о победе Звягинцева, в лучшем случае, пробалтывали, демонстрируя при этом на экране кого-нибудь гипнотически неотразимого – вроде Джорджа Клуни. Затем, словно из ларца, возникли один за одним: глава поселка Териберка Трубилина (и как это в царской России никому не пришло в голову спросить, например, генерала-губернатора Западной Сибири Гасфорда, стоит ли издавать повесть о сибирском каторжном остроге «Записки из мертвого дома» Ф.М.Достоевского), депутат Милонов, коммунист Зюганов (а вот эта традиция за советские года привилась: депутатам да партийным лидерам давно пора вменить в обязанность получение искусствоведческого образования, так часто они высказываются о культуре). Хором указанные товарищи не выступают, выходят на «эстраду» в день строго по одному, словно ими руководит профессиональный пиарщик, который понимает: больше одного нового лица в день выпускать неэффективно.

Сам Звягинцев для отечественных идеологов искусства неожиданно стал слишком матерым. И от этого душа невольно радуется – в кои-то веки защищенным заслуженным мировым признанием оказался крайне достойный художник и выдающийся без всякого преувеличения фильм. Полагаю, Звягинцев метаморфозам своей судьбы удивлен не менее его поклонников. Но еще удивительнее выглядят действия «патриотов» России. Когда «чиновница на месте» и «слуги народа» с их хаем фильма в целом не сильно преуспели (рейтинги скачиваемости «Левиафана» в Интернете неуклонно растут, а «Оскар» неумолимо приближается), выбрали конкретный объект: гораздо более уязвимого, чем режиссер, исполнителя роли архиерея, прекрасного актера Валерия Гришко, в данный момент еще и возглавляющего самарский Театр драмы им. Горького. Вот тут-то и проявилась логика активистов-патриотов, достойная исключительно пародийного жанра. Письмо, подписанное казачьим атаманом, председателем общественного совета Самарской епархии, чемпионом мира по боксу и иными деятелями местного, самарского значения можно читать с любой эстрады, без купюр, но, главное, с серьезным лицом. Тогда это будет чистый анекдот. Адресовано оно министру культуры Самарской области О.В.Рыбаковой. Цитирую: «Мы присоединяемся к здравым суждениям всех противников подобной «чернухи» в отечественном кинематографе. В то же время хотим отметить, что, к большому сожалению, наш самарский регион опять оказался в авангарде прозападно-либеральных действий (как в случае с «самолетом Ходорковского» или осквернением секс-меньшинствами Вечного огня в Тольятти). Дело в том, что роль одного из ключевых персонажей фильма «Левиафан» – русского православного архиерея – сыграл главный режиссер Самарского академического театра драмы Валерий Гришко. Образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат, оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны – святым Православием».

Я глубоко убеждена, что составители этого письма завидуют актерской славе и таланту Валерия Гришко, режиссера с ленинградскими корнями и, между прочим, ученика великого Г.А.Товстоногова. В «писателях» явно еще не умерли комедианты – одна покаянная интонация чего стоит: простите нас, дорогой товарищ министр, не углядели за блудным сыном, не усовестили вовремя, но ошибки свои сознаем, надеемся загладить, искупить, но вы-то уж теперь не оставьте попечением, помогите разобраться с татем, посягнувшим на святое Православие. Донос в форме покаяния, – характерная черта фирменного российского подличанья: «русских Тартюфов» блистательно описали и Достоевский, и Салтыков-Щедрин. Но это – лирика. Логика же доносчиков – вне здравого смысла вообще.

Роман Мадянов (крайний слева) и Валерий Гришко (крайний справа) во время съемок фильма
Роман Мадянов (крайний слева) и Валерий Гришко (крайний справа) во время съемок фильма "Левиафан"

Фото: fb.com

Ну вот смотрите: мэр из того же «Левиафана» – он ведь гораздо хуже архиерея, сочетает в себе ну прямо все возможные пороки: лицемер, убийца, алкоголик, не упускающий возможности унизить поверженного врага, сквернослов (правда, тот мэр, которого увидят российские зрители, не будет выражаться, но и остальных его грехов с лихвой хватит, чтобы попасть в самую горячую адову плавильню). И сыгран он замечательно аутентично. Но при этом артиста Романа Мадянова никто не трогает и даже не упоминает ни в каких доносах, потому что представитель светской власти еще может быть подонком, а вот те, кто носит сутану, конечно же, прячут под ней ангельские крылья. Не говоря уже о том, что актер – это только актер, он выполняет режиссерские задачи, и вполне может не знать, как будут расставлены смысловые акценты при монтаже. Действительно, тексты архиерея можно трактовать как угодно, играть они начинают только в контексте всего кино. К Гришко же предъявляются претензии – вдумайтесь! – в двуличии. Точно он, Валерий Гришко, произносит собственные слова, выражающие его собственные убеждения. Да помилуйте, товарищи доносчики, вы уж играйте-играйте, да не заигрывайтесь. Вы же, как минимум, понимаете, что актер играет роль и озвучивает выученный им текст, написанный сценаристом.

Письмо завершается так: «Очень хочется, чтобы наш Минкульт разрешил эту странную и нездоровую ситуацию, которая вводит в недоумение абсолютное большинство наших земляков-самарцев, искренне любящих свою Родину и почитающих ее многовековые исторические традиции».

Так вот, что действительно радует, так это – реакция тех самых земляков-самарцев, на которых ссылаются непрошенные (или все-таки заказные?) патриоты. Комментарии под письмом представляют собой крепкие и точные характеристики происходящего вокруг «Левиафана» (орфографию оставляю авторскую). Вот коммент некоего Андрея, появившийся вчера: «Давай Самара! Жги!!! Такими действиями вы полностью подтверждаете: все то что отражено в Левиафане – о России! Боже что за времена идиотов пришли, бедная страна... такого совка даже в при совке не было». Евгений вторит: «Мракобесие какое, попы, ряженые клоуны и самозванцы из партии жуликов и воров нагло выступают от имени всех самарцев. От своего имени тогда и пишите, вы хоть фильм-то сами смотрели?» Женщины тоже не отстают. Мария: «А чего так черти всполошились:)))) Письма пишут, ж… прикрывают?» Алия: «Никто не виноват, что идеальная Россия вовсе не идеальна, и мировые деятели искусства прониклись ГЕНИАЛЬНЫМ фильмом». Еще один Андрей подытожил: «Ну вот самарцы, теперь вы знаете пофамильно хотя бы тех немногих, кто при Сталине кричал бы смерть врагам народа. а вообще кроме омерзения и брезгливости такие письма ничего не вызывают, вспоминается поговорка про зеркало и кривую рожу».

Таких комментариев – сотни. Количество их растет час от часу. Люди активируют историческую память, рассказывают друг другу, как во времена «врагов народа» власть уничтожала одних с помощью других, а потом и самих «помощников» тоже уничтожала. Сам Гришко в интервью Газете.ру сказал, что если к нему придут люди с проверками, то и у него будут вопросы. Что в ноябре, после презентации в Донецке и Луганске фильма «Белый тигр» Карена Шахназарова (к слову, Валерий Гришко в нем сыграл маршала Победы Жукова) он обращался к самарским властям с просьбой помочь организовать гастроли Донецкого театра в Самаре. Не только помощи – даже ответа не последовало.

В комментариях ТАСС Валерий Гришко добавил, что с удовольствием подал бы в суд на авторов письма, если бы знал, что за оскорбление чести и достоинства получит миллион рублей. Эти деньги, по словам Гришко, он бы послал в Новосветловку Луганской области. «Там разбомблен детский дом, они собирают деньги на оконные рамы», – уточнил режиссер.

В конечном счете, «православные активисты», пытавшиеся сорвать спектакль «Идеальный муж» в МХТ, «казаки», устраивавшие год назад отвратительные акции против Льва Додина, нынешние самарские «защитники культуры», конечно же, – результат катастрофических ошибок в сфере культурной политики. И единственное, что может остановить эту патриотическую вакханалию – жесткая реакция министерства культуры и лично господина Мединского. Когда минкульт играет на стороне доносчиков (более того, провоцирует их), а не на стороне культуры – это тупик. В этом случае, остается лишь вспоминать Довлатова, который становится все актуальнее. Помните, в «Заповеднике» к герою приезжает жена, чтобы убедить его эмигрировать в Штаты. Ее аргумент: «Тебя посадят. Хейфец даже не опубликовал свою работу, а его взяли и посадили». Ответ героя: «Потому и взяли, что не опубликовал. Надо было печататься в "Гранях". Или в "Континенте". Теперь вступиться некому. А так на Западе могли бы шум поднять...».

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>