Cirque Eloize: высокий цирк и высший брейк

17 октября 2014, 05:34
Версия для печати Версия для печати

Главное культурное событие ближайших выходных – гастроли знаменитого канадского Cirque Eloize. Тур в качестве патрона коллектива сопровождает еще более популярный в мире Cirque du Soleil. Однако те, кто ждет от новой программы ID шикарных костюмов, масштабной постановки, цирковой феерии, может быть несколько разочарован. Cirque Eloize — это шоу категорически другого формата. Зачем его все-таки непременно стоит посетить, знает «Фонтанка», побывавшая на столичной премьере программы.

Шоу ID существует уже пять лет, однако для России его полностью переформатировали. Cirque Eloize до сих пор принципиально ориентировался на более камерные площадки — театральные сцены. Теперь же труппа получила возможность попробовать себя в масштабах спортивных арен. В Москве гастроли прошли в «Крокусе» и ГЦКЗ «Россия», в Петербурге — в новой «Сибур-арене», далее в турне – Урал, Сибирь и центральная часть страны. Новогодним подарком выступление Cirque Eloize станет для жителей Тольятти.

Как рассказал «Фонтанке» режиссер шоу Жанно Пеншо, для нового формата пришлось пригласить дополнительных актеров, несколько изменить хореографию, добавить больше света, отдельно озаботиться продакшном. И все-таки, основная сюжетная линия осталась той же. Главным достоинством программы, а заодно и объяснением ее названия – ID – Жанно называет желание открыть индивидуальность каждого из артистов, показать борьбу между личностью и альтер-эго. Все его артисты обладают самыми разными умениями — одним из основных принципов кастинга является подбор характерных персонажей и мультидисциплинарность соискателей. Впрочем, некоторые открывают новые грани своих талантов уже в ходе репетиций. Так, пришедшая в шоу как танцовщица брейка Надия Ламли теперь выступает еще и на колесе Сира — в технически сложном номере. «Сперва мне просто нравилось крутиться во все стороны, я веселилась, это было чистое удовольствие – исключительно для себя, а потом мне сказали «давай-ка включим тебя в шоу» – и пришлось заниматься с серьезными специалистами, и это уже стало не так весело, но все равно очень классно», – призналась Надия журналистам. «И вообще, я считаю, что мой номер — самый главный в шоу. Не потому что он какой-то особенно сложный, а потому что по сюжету в этот момент происходит кульминация, и главные враги становятся друзьями», – не без гордости говорит она.

Заметить сюжетную линию порой не так просто — глаза разбегаются. На одном конце сцены исполняется технически опасный и очень зрелищный номер на китайской мачте. Конор Нилл выделывает трюк на высоте шести метров, ловко забираясь на самый верх и стремительно падая почти до земли. В это время на другом конце под динамичную музыку идет самая настоящая танцевальная битва. В танце и любовь, и соперничество, и даже противоборство уличных банд. Конор тоже, к слову, не просто так крутится на верхотуре, его партия вплетена в общий сюжет.

Динамика шоу уже через пять минут после начала заставляет притопывать на месте, а к концу первой части – уже хочется танцевать вместе с актерами на сцене. Ритм, заданный композиторами Жаном-Фи Гонкальвом и Алексом Макмэхоном, такой бешенный, а актеры так четко ему следуют, что драйв захватывает буквально всех – и весьма непростые номера, идеально вписанные в музыкальную партитуру, идут в том же темпе и кажутся невероятно легкими в исполнении. Что, конечно же, не так.

В Cirque Eloize есть все элементы, присущие современному цирку. Пожалуй, только благополучно обошлось без клоунов и дрессированных животных. Впрочем, для канадской школы эти составляющие в принципе нехарактерны. Номера прекрасно обходятся без клоунов, однако тонкий юмор в них присутствует в избытке. Вообще здесь есть все, чтобы зритель поставил «галочку» где-то у себя в голове против графы «цирк» – внезапные исчезновения, драматические моменты под «куполом», воздушная гимнастка на крайне популярных в последнее время лентах, летающий обруч, эквилибр на башне из стульев. Только вот все они немного с «безуминкой». В пару к летящей на развевающихся лентах героине добавили экстремала на роликах, который в какой-то момент тоже взлетает.

Акробатический этюд на ремнях — драка двух главных по сюжету соперников. К слову, постановочного в этом поединке разве что драматургия и четкое расстояние, не дающее партнерам реально приложить друг друга — исполнители этого номера прекрасно разбираются в том, как надо бить: черный пояс по каратэ и годы занятий капоэйрой тому причиной. Однако никакого насилия — шоу для детей от шести. Так что это все просто аллегория на борьбу добра со злом, но очень точная.

Странно, что в труппе на этот раз нет ни одного русского. В том же Cirque du Soleil в разных программах частенько можно увидеть соотечественников или выходцев из стран бывшего СССР. Жанно уверяет — никаких «санкций», просто на этот раз такой вот кастинг. Впрочем, немного русского есть в каждом — у одного из актеров, Батиста Монтасье, на руке есть даже тату на русском. Говорит, кириллические буквы завораживают его французских друзей. А уж что касается образов, то, простите, гопники – они вечны и интернациональны. При появлении на сцене персонажей-хулиганов нет никаких сомнений, что эти-то – самые натуральные с окраин любого города необъятной родины: походка, манеры, костюмы.

К слову о костюмах. Кажется, что работа художника была крайне проста — одобрить то, что ребята нашли по домам. Настолько обыденными кажутся наряды. С одной стороны, это отражает задумку режиссера – показать отражение реальной жизни на сцене с минимальным количеством привнесенных элементов. С другой стороны, на поверку оказывается, что простенькие джинсы и «косуха» на самом деле — специально сшитые костюмы с хитро спрятанными эластичными элементами, чтобы не сковывать движений и при этом выполнять еще и защитную функцию. К примеру, на китайской мачте можно запросто сжечь себе кожу, если допустить трение о пилон, так что актер вынужден одеваться, как «капуста» – специальные брюки, джинсы со вставками, защитный пояс.

Впрочем, не стоит слишком углубляться в кухню цирка, иначе исчезнет магия летающих и «самовозращающихся» шариков в руках жонглера, невероятных поддержек, прыжков на велосипеде через скакалку и перемещения по отвесным стенам. Впрочем, от паркура на стене в любом случае захватит дух — особенно если знать, что исполняют его не просто цирковые артисты, а реальные паркурщики, покорившие десятки крыш и домов. А тысяча и один способ прыгать через скакалку будут интересны любой девчонке. Ну а самое завораживающее — "гуттаперчевые" фигуры, исполняющие высококлассный брейк-данса: танцоры «зеркалят» друг друга – и кажется совершенно невероятным, как им удается передавать одни и те же движения и при этом каждому работать в своем, особенном стиле.

При таком «букете» декорации могут быть самыми минималистичными. Такие они и есть — подвижная стена с десятками тайных ходов и лазеек: герои появляются и исчезают совершенно неожиданно. Особый натурализм достигается использованием видеопроекций, создающих на лаконичном фоне разнообразные пейзажи и спецэффекты. При этом современные технологии не ставятся во главу угла, Cirque Eloize как-то не спешит хвастаться своими достижениями в этой области — все гармонично. «Я не хочу видеть технологии, я хочу, чтобы они помогали воспринимать главную идею, – пояснил Жанно Пеншо. – Идею сохранения индивидуальности в любой толпе".

Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>