Медиа Форум закончился без чиновников, но - замечательно результативно

11 октября 2014, 17:35
Версия для печати Версия для печати

 В пятницу в здании Биржи торжественно закрыли Медиа Форум, гремевший в городе последние десять дней. Церемония закрытия окончательно подтвердила подозрения, что это тот случай, когда фестиваль нужен зрителям и профессиональному сообществу больше, чем чиновникам. Что, в общем, случай для наших широт исключительный — вопреки обыкновению, ни одного чиновника в зале не оказалось.

Последние пять дней Медиа Форума он целиком принадлежал профессиональному сообществу — оно собиралось на круглые столы, конференции и презентации своих проектов. С одной стороны, понятно — деловая программа нужна для того, чтобы прибавить событию веса: она куда более привлекательна и для продюсеров, и для режиссеров, чем собственно возможность показать свой новый фильм публике.

С другой, надо помнить, что собрались тут деятели крайне разнонаправленные: издатели рассуждали о новых технологиях в своем бизнесе, телевизионщики спорили о потенциале идеи платного вещания. Да и темы для разговоров были не пустые: о том, как выживать маленьким телеканалам, где искать средства для малобюджетных и независимых проектов. В общем, о том, как быть независимым и иметь возможность реализоваться. Под занавес вручили премию фонда поддержки кинопроектов POV – как раз для независимых авторов, которые ищут средства для своего фильма. Получили ее Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова — дуэт актрисы и режиссера, подвижники независимого кино в России, создатели фестиваля 2morrow, недавно выпустившие на экран свою новую ленту «Велкам хом». Теперь они искали поддержку для своей экранизации «Тридцатой любви Марины» Владимира Сорокина — и получили ее. И этот финальный аккорд деловой программы окончательно придал ей мажорную тональность

Что же до церемонии закрытия — то даже в том, как она была построена, чувствовалось, что для организаторов Медиа Форума все-таки главное — кино. Обычно фильм закрытия показывают после вручения призов и произнесения речей, когда публика расслабляется и кто-то начинает праздновать окончание марафона показов. Здесь же поступили иначе: сначала показали фильм, а затем уже вручили дипломы от прессы и публики.

Понятно, что фильм был важнее — все-таки редкий случай, мировая премьера одного из ведущих режиссеров: нового фильма Сюзанны Бир «Серена». Датчанка Бир стала известна широкому зрителю четыре года назад, когда собрала ворох призов, включая «Оскара», за свою драму «Месть». Теперь — сняла в Штатах экранизацию романа Рона Рэша про Великую депрессию на лесозаготовках в глубинке и семейную драму дельца и его жены. Она, в смысле жена, и есть заглавная героиня — эту роль виртуозно играет Дженнифер Лоуренс. Из Дании Бир привезла стальные цвета, ледяной взгляд на дикие американские просторы — и в итоге хорошо сочиненная история, почти театральная пьеса, обрела европейскую выверенность и фирменную экспрессивность.

И уже только после этого важнейшего, по-настоящему, события (когда еще у нас впервые покажут один из важнейших фильмов года?!) началось собственно подведение итогов, благодарности и завершение десятидневного марафона. Сначала объявили ленты, которые назвало лучшими жюри прессы под предводительством корреспондента «Коммерсанта» Андрея Колесникова. Отдельного упоминания заслужил новый сериал канала СТС «Лондонград» – про русских эмигрантов в Британии. Что касается собственно победителей — из всех сериалов ожидаемо выбрали самый популярный – «Родину»: приз пообещали передать распоряжающемуся эпопеей в России Александру Акопову. В секции кино тоже обошлось без сюрпризов — фаворитом прессы стала австралийская лента Анны Бройновски «Ставить выше цели в творчестве», фильм, снятый в Северной Корее в соответствии с идеями товарища Ким Чен Ира о том, как должен быть сделан пропагандистский материал. За Бройновски приз получил куратор программы Kor-Kor, в которой «Цели» были показаны, – Василий Корецкий.

Ну а под занавес вручили приз зрительских симпатий — после показов всем предлагалось проголосовать за увиденный фильм. Больше всех голосов (опять же, ожидаемо) получила «Новая подружка» Франсуа Озона, романтическая комедия про вдовца, имеющего привычку наряжаться в женское платье.

Наконец, чтобы объявить первый Медиа Форум закрытым, на сцену поднялись Александр Сокуров, все эти дни проводивший мастер-классы для молодых режиссеров в Репино, и арт-директор нью-йоркского фестиваля Tribeca Фредерик Бойер. Присутствие последнего объясняется тем, что молодой петербургский фестиваль договорился о сотрудничестве и гастролях на Неве одного из главных форумов независимого кино. То есть как раз нью-йоркской Tribeca, любимого детища Роберта де Ниро.

Но главным на церемонии было не награждение и не визит Сокурова с Бойером. И даже не то, что было, а то, чего (вернее, кого) не было. На финальное мероприятие фестиваля не явился никто из чиновников. Что скорее радует — главной претензией и к шумному городскому киносмотру, и к фестивальному движению в России в целом было и остается то, что оно особенно никому, кроме местного начальства и профессионалов-гастролеров, не нужно. Все выливается в шумный «праздник для людей», толку от которого, в общем-то, никакого: зрители смотрят на залетных звезд, чиновники отчитываются о проделанной культурной работе. Медиа Форум же, кажется, приобрел нужную форму — с третьей попытки. С честью выполнил функцию профессионального слета, на котором можно обсуждать насущные вопросы и искать поддержку своим проектам, с одной стороны, и серии показов, которые беспокоят, будоражат, говорят о неудобном и умалчиваемом — с другой. И вот это действительно — самое главное.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>