Медиа Форум раскачивает лодку

05 октября 2014, 02:09
Версия для печати Версия для печати

Открывшийся в среду Медиа Форум переходит в активную стадию — в субботу к полнометражным показам добавились сериальные, а на следующей неделе стартует бизнес-площадка в здании Биржи, в рамках которой будут проходит круглые столы, и презентации новых сериалов на новой сцене Александринского театра. Но уже сейчас можно уверенно говорить, что смотр получился вполне громким и добавил в тихий городской контекст остроты и волнений.

Кажется, нигде глава обновленного большого городского кинофестиваля Екатерина Мцитуридзе не говорила о том, что видит своей задачей работу с местным контекстом. Но уже сейчас — усилиями кураторов – получилось именно это. Определенно, вышло не только привезти важные ленты, но и отобрать их так, чтобы фильмы резонировали со временем и пространством. Судите сами: режиссер фильма открытия – «Мамочки» – Ксавье Долан отказался приезжать на петербургский показ. Опубликовал видеообращение, в котором сообщил, что с радостью наведается в Россию и в Петербург тогда, когда «таким, как он, здесь ничто не будет угрожать» (Долан, кто не в курсе — открытый гей).

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Мамочка"

Фото: Shayne-Laverdiere/ СПММФ

Франсуа Озон приехал на премьеру своей «Новой подружки», которая прошла в «Авроре» в четверг (надо сказать, событие важнейшее — всего третий показ вообще нового фильма одного из ключевых на сегодня кинорежиссеров). И показал — кино про девушку, у которой умерла лучшая подруга, после чего выяснилось, что ее вдовец имеет привычку переодеваться в женское платье.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Новая подружка"

Фото: СПММФ

Наконец, третий — и, кажется, самый главный в смысле новизны — важный фильм Медиа Форума, «Меня зовут Мммм» французского дизайнера и модельера Аньес Б, тоже оказался «фильмом беспокойства». Здесь девочка-подросток сбегает из дома, от отца-насильника, вместе с трагическим британцем-дальнобойщиком, недавно похоронившим жену и дочь. Кино про дружбу молчаливой девочки и татуированного бугая тоже ковыряет любимую медиаболячку – про педофилов и борьбу с ними.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Меня зовут Мммм"

Фото: СПММФ

В Петербурге, где отвыкли от активной киножизни, нынешняя осень оказывается горячей — приходится привыкать к почти столичным ритмам, когда один киносмотр перетекает в другой, а параллельно (если говорить о культурных событиях вообще) и Манифеста, два колоссальных театральных фестиваля: «Александринский» и «Балтийский дом» (оба с обширной и значительной программой). Хотя куда значимее, конечно, не количество, а качество — когда за серьезным документальным кино следуют проблемные драмы, говорящие о больном на новом, актуальном языке. Когда от фестиваля к фестивалю публика привыкает к разговору о важном, научается проговаривать скрытое, то, что прежде умалчивалось. Причем, так, как это делают звезды Медиа Форума. Как Аньес Б, сочетающая чистую операторскую картинку с панковскими стоп-кадрами и съемками на мобильник. Как Озон, который балансирует на грани водевиля и умудряется при этом говорить о главном на легком, попсовом языке.

Франсуа Озон в Петербурге
Франсуа Озон в Петербурге

Фото: Пресс-служба СПММФ

Странным образом, СПММФ осуществил то, чего от него вовсе не ждали — рассчитывали, что лодку городской культуры раскачает «Манифеста», что больные темы будут звучать на языке современного изобразительного искусства. Но радикальное художественное высказывание явилось, откуда не ждали – на громком и броском, но без претензии на генерирование смыслов мероприятии. И, что важно, в самом массовом сегменте городской культуры. Явление это наверняка должно принести свои плоды. А насколько получится осуществить те задачи, которые Медиа Форум постулировал с самого начала — создать дискуссионную площадку, организовать дееспособный кинорынок, объединить кино, телевидение и новые медиа и так далее — станет ясно совсем скоро. Но зрителей Медиа Форума это будет касаться уже в меньшей степени — после завершения фетсивальной программы начнутся разговоры и показы за закрытыми дверями.

Дискуссия в рамках Форума: слева Франсуа Озон, справа - Александр Мамонтов, куратор программы «MAMENTUM – лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2014»
Дискуссия в рамках Форума: слева Франсуа Озон, справа - Александр Мамонтов, куратор программы «MAMENTUM – лучшие фильмы Каннского кинофестиваля 2014»

Фото: Пресс-служба СПММФ

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
 

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>